А. Колчинъ

Верования крестьян Тульской губернии

на чердак, переполошились и не могли ума приложить, какъ онъ туда попалъ. Пришелъ тутъ воръ, покаялся хозяину во всемъ и разсказалъ ему, какъ онъ спасъ отъ лшаго младенца. Съ радости хозяинъ подарилъ вору пару хорошихъ коней.

Иметъ ли лшiй силу за предлами лса—отвты различныя. Одни говорятъ, что не иметъ, а другiе утверждаютъ противное. Тоже и о жилищ, скот и о собакахъ—разсказываютъ различное. Протасовцы говорятъ, что у лшихъ нтъ домовъ, нтъ скота и собакъ. Въ лсу хватитъ всего: тутъ много пасется нашего скота и немало всякой дичи. Лшiй будетъ сытъ и безъ нашего скота. Нкоторые говорятъ, что онъ живетъ безъ пищи и только тмъ и занимается, что смушаетъ людей на худыя дла. Женаты ли лшiе? На это одна старуха отвчала: „Какъ не женаты! Если бы не женились, то давно бы перевелись, а лшихъ всюду тьма тьмущая'.

Не любятъ лшiе, когда у нихъ мужики лсъ воруютъ. Иногда они прогоняютъ воровъ криками и ауканьемъ, а иногда и съ дубинкой придетъ, чтобы поколотить воровъ. Не прочь и подшутить надъ лснымъ воромъ.

Разъ мужики прiхали ночью въ лсъ воровать. Дло было осенью. Они облюбовали хорошую березку и думаютъ ее поскоре срзать, а лшiй (шутъ) сидитъ на ней да палочкой постукиваетъ. Мужики смются надъ нимъ да длаютъ свое дло. Вотъ срзали березку, положили на колесню и хотятъ везти, лошадь ни съ мста. Смотрятъ, дивуются. И что же? Лшiй с ними шутку сшутилъ: заднiя колеса перемнилъ на переднiя, - лошади-то и тяжело было везти. Зимой, однажды, лшiй напустилъ собакъ на мужиковъ-воровъ лсныхъ. Такъ едва и ухали изъ лсу.—„Такъ вотъ и рвутъ, только ударить не даются' и гнались отъ лсу за полверсты.

24 25

2. Русалки.

Кром лшихъ, въ нашихъ лсахъ водятся еще русалки, но ихъ теперь стало меньше и не такъ стали он опасны для человка. Въ старину удавленницъ и утопленницъ не проклинали, и потому ихъ души и превращались въ русалокъ, а теперь священники удавленниковъ и утопленниковъ проклинаютъ, и оттого стало меньше. Русалки въ лсу или качаются на втвяхъ березы, или сидятъ подъ деревомъ съ корзинками въ рукахъ, въ хоторыхъ носятъ ягоды, орхи, бублики, калачи, и этимъ заманиваютъ къ себ маленькихъ ребятъ и защекочиваютъ, а потомъ и радуются. Во время цвтенія хлба русалки гуляютъ во ржи. Похожи он на двушекъ, красивы станомъ и лицомъ, съ распущенными длинными зелеными волосами и одежды не имютъ.

Чтобы избавиться отъ русалокъ, надо очертить кругъ около себя и закрестить, или же взять кочергу и на ней подъхать къ нимъ. Въ первомъ случа он не переступятъ запрещенной черты и не схватятъ стоящаго въ кругу; во второмъ— он разбгутся отъ того человка, который подъзжаетъ къ нимъ на кочерг, такъ какъ он подумаютъ, что къ нимъ детъ вдьма, которой он боятся. Валькомъ (рубелемъ), отмахиваясь наотмашь, можно избавиться отъ русалокъ, или сказать, сколько клевцовъ (зубьевъ) въ борон, — и он тоже отсупятся. Опасны бываютъ русалки въ русальную недлю. Он водятся не только въ лсу и ржи, но и въ вод.

3. Водяной.

Главный хозяинъ, царь въ вод— водяной. Онъ живетъ въ моряхъ, ркахъ и прудахъ. Видомъ своимъ онъ подобенъ лшему, только шерсть на немъ очень лохматая и благо цвта. Одежды не носитъ никакой, и въ пищу употребляетъ то, что водится въ вод. Образомъ своей жизни вполн подобенъ тоже лшему, только лшій царствуетъ въ лсу, а водяной въ вод. Водяной не добръ къ людямъ. Хорошъ онъ только къ тмъ, кто его обожаетъ да приноситъ ему въ жертву животныхъ и плоды. Жилъ въ деревн богатый мужикъ и для полевой работы держалъ у себя работника. Разъ запримтилъ работникъ за хозяиномъ, что у него совсмъ не было ржи въ амбар для посва,

25 26 а онъ входить въ амбаръ и изъ стны закрома сыплется ему въ мрку рожь. Спрашиваетъ работникъ хозяина, что бы это значило. А хозяинъ и говоритъ ему: 'Хочешь, научу тебя, какъ добывать рожь?' Согласился работникъ. Хозяинъ взялъ образъ Спасителя и пошелъ къ рк. Тамъ онъ веллъ работнику положить на берегъ образъ и стать на него ногами. Работникъ сдлалъ. Тогда хозяинъ сказалъ: 'Отрекайся отъ отца, матери и отъ всей родни до 12-го колна'. Работникь исполнилъ. И вдругъ изъ-подъ воды вышелъ водяной, собой лохматый и блый, да и спрашиваеть: 'Зачмъ вы меня кликали?' Сильно ороблъ работникъ, н выдержалъ испуга да и подавай Богъ ноги. Побжалъ не къ хозяину, а прямо къ своей матери, ни живъ, ни мертвъ. Мать спрашиваетъ его: 'что съ тобой, сыночекъ? что, сыночекъ?' А онъ ни слова: едва опамятовался. Понялъ работникъ, что хозяинъ его былъ въ договор съ чертомъ-водянымъ и