А. Колчинъ

Верования крестьян Тульской губернии

орхами, а потомъ закалываютъ, чтобы състь ихъ; другiе на наловленныхъ людяхъ работаютъ и здятъ за водой, а третьи только занимаются ловленiемъ людей посредствомъ разныхъ сманиванiй и сбиванiемъ съ дороги, чтобы они заблудились и попали въ ихъ руки.

Лшiе напускаютъ иногда стаи волковъ на стада, когда пастухъ не хорошъ—ругаетъ скотину, бьетъ ее безъ толку и ругается чернымъ словомъ. Если кто перейдетъ слдъ лшаго, то занемогаетъ болзнью, которую вылчить могутъ только бабки. Он лчатъ боле заговорною водою и разными лкарствами, составленными больше всего изъ травъ.

Двушекъ и дтей лшiе могутъ похищать. Двушекъ они берутъ себ въ жены. Берутъ въ жены и женщинъ, живущихъ распутно. За вдовами и замужними женщинами, у которыхъ мужья въ отлучк, лшiе любятъ ухаживать. Тогда они длаются добрыми и ласковыми, приносятъ гостинцевъ и угощаютъ ихъ, но ихъ гостинцы не хороши — ничто иное, какъ лошадиный пометь. Если у нихъ отъ лшаго рождаются дти, то они исчезаютъ: родившихся дтей никто не видитъ. Чтобы избавиться отъ такого ухаживанiя, употребляютъ траву чертополохъ. Втыкаютъ въ изб надъ дверью, надъ постелью, кладутъ подъ подушку. Другая трава—прострлъ еще сильне дйствуетъ противъ лшаго. Если ее положить подъ подушку, то онъ ужъ совсмъ не подступаетъ къ женщин и уходитъ отъ нея навсегда.

Жила старуха съ невсткой, а сынъ былъ въ солдатахъ. Разъ ночью въ солдатской одежд онъ и является домой. Мать и жена радуются, распрашиваютъ его, а онъ все отвчаетъ, какъ есть. Мать захотла, пока до утра, угостить сына яичницей. Побжала она попросить у сосдки сковородочку, а сосдка старух и говоритъ: „къ теб не сынъ пришелъ, а лшiй: въ самую полночь крещеный человкъ не приходитъ'.—'Нтъ, матушка, сынокъ, и въ солдатскомъ одянiи'. Старуха и говоритъ: „Поди домой и прочитай молитву „Да воскреснетъ Богъ' и иди подъ куриный насстъ'. Пришла мать отъ сосдки съ сковородочкой, а сынокъ ходитъ по изб. Она про себя стала читать молитву и все

22 23

идетъ подъ куриный насстъ, а онъ за ней, и около одной его ноги обвился черный хвостъ. Какъ только подошла къ кочету и дочитала молитву, схватила его за хвостъ. Тотъ захлопалъ крыльями и закричалъ, а лшiй и говорить: 'Счастлива ты, старая, что скоро спохватилась, а то я тебя бы разорвалъ', и провалился.

Чтобы вызвать лшаго, надо не молиться Богу на ночь и думать о немъ. Онъ придетъ къ человку. Можно увидать лшаго черезъ три бороны. Взять ихъ и поставить такъ, чтобы въ середин между ними можно было сидть и глядть. Лшiй покажется. Смотрятъ также черезъ хомутъ и видятъ лшаго.

Охотники и пастухи вступаютъ въ договоръ съ лшимъ, чтобы одному всегда была удача въ лсу на охот, а другому благополучно пасти стадо. Лшiй говорить желающимъ вступить съ нимъ въ договоръ: 'Предайся мн'. А договариваюшiй спрашиваетъ: „Какъ это мн сдлать?'—„Сними крестъ и длай все по моему', скажетъ лшiй. И кто сдлаетъ такъ по слову лшаго, тому во всемъ будетъ удача. Черезъ нсколько времени лшiй требуетъ отъ договаривающихся, во время причастiя, не глотать дарочки (св. Даровъ), а держать за скулами (во рту) и принести ее домой, а оттуда въ лсъ, гд онъ живетъ. Тамъ ее задлать въ березку, вырубивъ первоначально ямку въ ней, вложить дарочку и забить. Потомъ выстрливаютъ въ нее черезъ плечо и такимъ образомъ навсегда предаются нечистому. Они длаются сильными колдунами, и имъ отъ лшаго во всемъ подмога.

Лшiй уноситъ младенцевъ до крешенiя и дтей, которыхъ мать ругаетъ чернымъ словомъ. Въ одной богатой семь родился мальчикъ. Родители были радехоньки ему, такъ какъ онъ становился богатымъ наслдникомъ своихъ родителей. Семья была очень богата. У нихъ было всего много; и скота, и лошадей, а лошади все хорошiя и дорогiя. Одинъ конокрадъ—бдный мужикъ—давно изловчался, какъ бы украсть ихъ, да время не приходило. Конокрадъ на второй день, какъ хозяйка родила сына богатому мужику, темной ночью, пошелъ воровать. На встрчу ему попадается лшiй и говоритъ: 'Куда ты идешь?' — „Иду лошадей воровать у богатаго мужика, да не знаю, какъ ворота отворять', отвчаетъ воръ. Лшiй сказалъ: „И я къ нему иду воровать не-

23 24 крещенаго младенца-сына. Я теб ворота отопру, а ты, когда я младенца на чердакъ отъ матери понесу, не говори ему, если онъ, чихнетъ будь здоровъ'. Сговорился лшiй съ воромъ, пошли. Лшiй ворота отворилъ. Какъ только воръ сталъ лошадей выводить, то украденный лшимъ младенецъ чихнулъ на чердак. Воръ сказалъ: „будь здоровъ'. Лшiй провалился, а младенецъ остался и закричалъ. Услыхали домашнiе крикъ младенца