Г. Гурджиев

Встречи с замечательными людьми (Часть 2)

не бедных и весьма довольных

собой и своими деловыми способностями. Рассказав о том, как я заработал

средства, необходимые для организации Института гармонического развития

личности, я собираюсь несколько поколебать вашу уверенность в собственной

гениальности.

Здесь, в этой столь редкой в наши дни, уютной, непринужденной обстановке, за что

мы должны благодарить нашу гостеприимную хозяйку, я постараюсь мобилизовать все

свои умственные способности и ораторское искусство и ответить на заданный

вопрос, иначе вы на всю оставшуюся жизнь сохраните веру в то, что у меня есть

алхимический философский камень, способный превращать в золото все, чего он

коснется.

Итак, мои дорогие и, безусловно, уважаемые денежные мешки, я начинаю свое

повествование.

Задолго до того, как я приступил к созданию Института гармонического развития

личности, я тщательно обдумал все аспекты этой проблемы и конечно же вопрос

финансирования столь необычного предприятия.

Так как я предполагал столкнуться со множеством проблем и препятствий,

осуществляя на практике идеи, к которым большая часть человечества относится

недоверчиво и настороженно, мне хотелось с самого начала быть независимым в

материальном отношении. Я убедился на собственном опыте, что мне вряд ли удастся

заинтересовать своим предприятием какого-либо богатого человека настолько, чтобы

он стал его субсидировать, а люди со скромным достатком при всем желании не

могут мне оказать существенную помощь, так как организация Института требует

вложения огромных средств.

Итак, прежде чем приступать к решению психологических задач, предстояло решить

вопрос сугубо практический. Твердо зная, чего хочу, я не опустил руки и не

разочаровался в своих идеях, напротив, с удвоенной энергией приступил к решению

этой проблемы.

Цель, которую я поставил перед собой, могла бы показаться нереальной большинству

американцев, считающихся самыми предприимчивыми людьми на земле. Вы удивляетесь,

как я смог заработать такую огромную сумму с такой легкостью, и, вероятно,

считаете меня хвастуном.

Да, конечно, на первый взгляд это кажется невероятным, но тем не менее я это

сделал!

Для того чтобы вы лучше поняли, как я смог всего добиться и откуда у меня такая

уверенность в собственных силах, я должен пояснить, что всю жизнь участвовал в

коммерческих предприятиях, имел обширные связи в деловых кругах и пользовался

репутацией ловкого и удачливого бизнесмена.

А еще я считаю необходимым рассказать о воспитании, которое получил и которое, с

моей точки зрения, сыграло огромную роль в моей жизни. Благодаря тем качествам,

которые моим родителям удалось развить во мне, я мог прежде, а если понадобится

- смогу в будущем делать все, за что берусь, лучше, чем это сделали бы другие,

даже если бы этими другими были хваленые американские бизнесмены.

Так как мы собрались в этой домашней располагающей обстановке, чтобы

отпраздновать открытие института, главной целью которого является гармоническое

развитие личности, то рассказ о моих детских годах, о полученном тогда

воспитании и образовании будет особенно к месту. Тем более что этот Институт

распространяет знания, полученные на основе личного опыта человека, который

посвятил почти всю свою жизнь изучению вопроса образования (такого болезненного

в наше время) и который, будучи воспитан людьми, обладавшими совестью и честью,

старался, несмотря на обстоятельства, оставаться справедливым и беспристрастным.

Собственно, моим воспитанием в прямом смысле этого слова занимался отец, у

которого был свой особый взгляд на этот предмет. Когда-нибудь я напишу книгу,

посвященную методам воспитания, которые практиковал мой отец.

С самого раннего возраста, как только я смог осмысленно воспринимать окружающий

мир, отец начал рассказывать мне различные интересные истории, главным героем

которых был один хромой плотник по имени Мустафа, умевший все делать лучше

других.

Этими рассказами отец развивал во мне инициативу, находчивость, стремление не

идти проторенным путем, а каждый раз изобретать свой собственный способ решения

задачи, подобно тому, как это делал хромой плотник из сказок. Все мои детские

игры, даже самые обычные, несли в себе элемент творчества, были проникнуты

желанием сделать все не так, как делают другие, придумать что-нибудь новое. Если

в раннем детстве эта тенденция воспитательного процесса носила игровой,

ненавязчивый характер, то позже, в годы моей юности, она приняла более

определенную, прямую форму.