Г. Гурджиев

Встречи с замечательными людьми (Часть 2)

повторялось за последние годы много раз. Мне

трудно объяснить, что со мной происходит, но когда я вижу или слышу что-либо

прекрасное и величественное, в создании которого несомненно принимали участие

высшие силы, я не могу сдержать слезы восторга. Я плачу, точнее сказать, что-то

плачет во мне, но не от горя, а от прилива нежности и любви. Это случилось со

мной из-за встречи с отцом Джованни, помните, там, в Кафиристане. Возвратившись

из экспедиции, я заметил, что мои чувства и мысли изменились. Я словно стал

другим человеком, все, что прежде казалось важным, теперь не вызывает никакого

интереса. До встречи с тем старцем я был полностью погружен в практические

заботы. Главное, что меня интересовало, - это удовлетворение маленьких моих

прихотей, а также обеспечение материального благосостояния моей семьи.

Короче говоря, я был эгоистом. Но после встречи с отцом Джованни все суетные

заботы ушли, в моей душе стало расти 'нечто', и только теперь я понял, каким

несчастным и жалким человеком я был, какой пустой была моя жизнь. Наполнив свою

жизнь истинным смыслом, я обрел душевный покой и радость'.

Финансовый вопрос

8 апреля 1924 года, в день открытия в Нью-Йорке отделения Института

гармонического развития личности друзья и ученики мистера Гурджиева устроили

обед в его честь в одном из русских ресторанов.

После обеда большинство присутствующих отправились в апартаменты к миссис Р. на

49-ю улицу. Здесь за кофе, предложенным гостеприимной хозяйкой, и ликером,

принесенным доктором Б., беседа продолжалась до утра следующего дня. Мистер

Гурджиев общался с собравшимися в основном через переводчиков - мистера Лилианта

и мистера Версиловского, отвечая на вопросы, носившие, главным образом,

философский характер.

Во время небольшого перерыва, когда мы отдавали должное превосходному спелому

арбузу, прибывшему из Буэнос-Айреса, - большой редкости в это время года даже в

Нью-Йорке, доктор Б., владелец модного санатория, слывший человеком очень

практичным, повернувшись к мистеру Гурджиеву, вдруг спросил: 'Не могли бы вы

сказать, на какие средства существует ваш Институт и каков его годовой бюджет?'

К нашему общему удивлению, ответ мистера Гурджиева принял форму довольно

продолжительного рассказа.

Так как во время этого повествования обнаружились некоторые скрытые аспекты

борьбы, которую он вел на протяжении всей жизни, я решил дословно зафиксировать

все, что было сказано этим вечером. Я проконсультировался с теми, кто, подобно

мне, слушали мистера Гурджиева с интересом и вниманием и поэтому хорошо

запомнили его рассказ. Я также сопоставил свои тексты с записями стенографиста -

мистера Ф., который постоянно стенографировал беседы и американские лекции

мистера Гурджиева, так что когда кто-то задавал ему вопросы, на которые он уже

отвечал, то его просто отсылали к этим записям.

Свой рассказ мистер Гурджиев начал так: 'Вопрос, заданный уважаемым доктором,

всегда интересовал моих знакомых, но до сих пор я не считал необходимым

посвящать их в мои личные дела. Я или отмалчивался или переводил все в шутку.

Может быть, поэтому данная тема послужила питательной средой для развития

всевозможных слухов, которые, свидетельствуя о непроходимой глупости их авторов

и все более обрастая неправдоподобными деталями, уже циркулируют в довольно

широких кругах. Говорят, например, что я получаю деньги из индийского центра

оккультных наук или что мой Институт субсидируется сектой черной магии.

Некоторые утверждают, что меня материально поддерживает легендарный русский

князь Мухранский, а кое-кто даже считает, что у меня есть философский камень,

который позволяет мне добывать любое количество золота алхимическим путем. Самые

'умные' доказывают всем, что я состою на службе у большевиков.

Но и в самом деле, даже мои друзья не знают, где я беру средства, ведь мне

приходится ежегодно нести колоссальные расходы.

Я считал абсолютно бесполезными любые разговоры на эту тему, потому что не питал

никаких иллюзий относительно возможности крупных пожертвований.

Но сейчас вопросы подобного рода так участились, что я наконец потерял терпение

и решил ответить на них более или менее серьезно.

Мое желание окончательно прояснить эту тему связано с тем, что, став по воле

судьбы (а точнее, в результате событий, происшедших в России) бедным как

церковная мышь, я рискнул приехать в эту страну и, оценив открывшиеся

возможности, решил не упускать свой шанс.

Я имею честь находиться в обществе людей далеко