Асмолова

Воздействие занятий тайцзицюань на человека

творческие способности, их гармонизующее влияние. Люди становятся гораздо добрее, терпимее, более восприимчивы к красоте окружающего мира. Я не раз сталкивалась со случаями, когда под влиянием таких занятий у человека рождались стихи, он начинал видеть все вокруг иными глазами. Одна пожилая женщина, например, инженер-конструктор по образованию, в молодости рисовавшая, вернулась к живописи, на занятия приходила ликующая, переполненная и рассказывала, как много и легко ей пишется. Она помолодела, расцвела у нас на глазах. Сегодня же такие занятия очень помогают противостоять ежедневному стрессовому состоянию, порождаемому нашими сегодняшними социальными и экономическими трудностями, нашей нестабильностью, снижают или вовсе снимают чувство страха, чувство неуверенности в себе и в своем завтрашнем дне.

Особенности тайцзицюань школы Ян и методические рекомендации по освоению одиночных упражнений этой школы

1. Основные принципы и характерные особенности тайцзицюань

Принципы тайцзицюань изложены в целом ряде лаконичных классических трактатов, которыми как основой пользуются все школы и стили системы. Вот некоторые фрагменты из этих текстов. «При каждом движении тело должно быть легким и подвижным, его части должны быть подобны бусинам на нити… Нельзя допускать ничего незавершенного, делать ничего несоразмерного, позволять какие-либо перерывы или расчленения… Ступни, ноги и поясница во всех движениях должны действовать как единое целое… Иначе тело будет в беспорядке и замешательстве. Чтобы избежать этого нарушения, нужно исправить положение ног и спины. Этот принцип действует во всех направлениях: при движении вверх и вниз, вперед и назад, вправо и влево. Все движения управляются сознанием…» и выполняются осознанно. Двигаясь вверх, надо видеть, что делается внизу; собираясь повернуться налево, не упускать из поля зрения правую сторону; шагая вперед, быть готовым шагнуть назад.

«Голову следует держать прямо и сохранять «пустой». Надо быть бдительным… Тело должно сохранять равновесие… Стоять нужно, как уравновешенные весы, в движении быть, как крутящееся колесо. Если вес тела распадается (при движении) равномерно на обе ноги, способность действовать сужается, поэтому необходимо всегда равновесие тела удерживать с одной стороны… надо научиться понимать Инь и Ян. Их взаимодополняющая природа учит нас понимать внутреннюю энергию… Благодаря внутреннему покою и вдумчивой сосредоточенности становишься собственным господином. Основное положение: самому не выпячиваться и уступать другим. Самая частая ошибка — хвататься за далекое, вместо того чтобы продвигаться шаг за шагом. Пословица гласит: «Малейшая неточность сбивает с пути». Поэтому ученику следует понимать эту теорию детально и принимать к сердцу».

Даже из этих коротких отрывков видно нравственное, воспитующее действие постулатов системы.

В приведенных выше цитатах уже сформулированы основные, характерные особенности системы. Остановимся коротко на них.

МЯГКОСТЬ И НЕНАПРЯЖЕННОСТЬ,

НЕПРЕРЫВНОСТЬ И РАВНОМЕРНОСТЬ,

ОКРУГЛОСТЬ И ЕСТЕСТВЕННОСТЬ,

КООРДИНАЦИЯ И ЗАВЕРШЕННОСТЬ

— вот ее основные отличительные особенности.

Позы в тайцзицюань удобные, движения нескованные, непринужденные, плавные и мягкие. Нет резких скачков, бросков, прыжков, приседаний, нет ни одного стремительного рывка. Потому, хотя по окончании выполнения всего комплекса тело покрывается легкой испариной, дыхание не нарушается, остается спокойным, возникает чувство приятной легкости, даже приподнятости. Именно благодаря этой особенности упражнений считается, что ими могут заниматься люди любого пола и возраста, любой комплекции, и в частности те, кто страдает хроническими заболеваниями. В Китае тайцзицюань широко используют как метод вспомогательной терапии в стационарах и санаториях.

Вся серия движений любого по сложности и продолжительности комплекса выполняется без пауз, непрерывно и равномерно, без напряжения и применения силы. Переходы из одного положения в другое и перемещения незаметны, между ними нет четкой грани, одно движение как бы зарождается, таится внутри другого, и вся их плавная цепочка похожа на медленно скользящие по небу облака или на спокойное и размеренное течение большой реки по равнине в тихую погоду.

Эти движения часто сравнивают еще с шелковой нитью, тянущейся из кокона: перетянешь — оборвется, недотянешь — остановится. Стиль движения в системе тайцзицюань требует, чтобы любое перемещение рук осуществлялось по дугообразным или кругообразным траекториям, что соответствует естественному изгибу