Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

Прана - это АФФЕРЕНТНАЯ,

идущая от рецепторов к мозгу импульсация, суммируемая

ретикулярной формацией как единая энергия.

Помимо "универсальной", йогическая традиция упоминает также

5 форм "индивидуальной" Праны - так называемых Вайю или

"ветров", правящих телом. Можно предположить, что речь идёт о

функциях _нисходящей НАС_, стимулирующей вегетативный и

соматический аппарат спинного мозга [43,32-33], [53], о единой

энергии, разделяющейся на пять ЭФФЕРЕНТНЫХ, т.е. идущих от

центра к периферии (органы) потоков, обеспечивающих пять групп

специфических функций.

Так, Апана Вайю "правит" зоной кишечника и урогенитального

аппарата, Самана Вайю - зоной пищеварительных органов, Удана

Вайю - лицом и носоглоткой, Прана Вайю - лёгкими и сердцем.

Вьяна Вайю, о которой говорится, что она "наполняет собой всё

тело", заведует скелетной мускулатурой, а также лимфатической и

кровеносной системами. Кроме этих пяти, существует и т.н.

"тонкая психическая Прана". Она может быть соотнесена с

описанной в тексте ВОСХОДЯЩЕЙ НАС, стимулирующей центральную

нервную систему:

"Дхира, сын Шатапарни приблизился к Махашале, сыну Джабалы.

Тот спросил его: "Что познав, приблизился ты ко мне?"

- Огни познал я.

- Какие огни?

- Речь, зрение, слух и мысль.

- Ты познал огни, но что познав, приблизился ты ко мне?

- Огонь познал я.

- Какой огонь познал ты?

- Огонь, который есть всё это, познал я.

Когда же это было сказано, вниз спустился Махашала, сказав:

- Обучи же этому огню!

Дхира сказал:

- Поистине, Прана есть этот огонь. Поистине, когда человек

засыпает, в Прану входит речь, в Прану - зрение, в Прану -

мысль, в Прану - слух. Когда он просыпается, они вновь рождаются

из Праны." [Шатапатха Брахмана]

----------------------

Итак, РФ, образно говоря, является плотиной, накапливающей

производимую рецепторами энергию, которая затем вращает "колёса

телеги". Но почему йогические тексты упорно связывают источник

этой энергии с процессом дыхания?

Дело в том, что экстерорецепторы (такие как глаз, ухо и

т.д.) не рассматриваются в йоге как "врата Праны", и в этом

смысле объективные методы научного исследования значительно

обогащают её _теорию_. Йогин исследует самого себя с помощью

своих же органов чувств, а как можно "увидеть входящего"?

Единственными экстерорецепторами - "приёмниками Праны" - Йога

считает кожу и полость рта, которые "извлекают" Прану из ветра,

воды и вкуса пищи.

Но как уже указывалось, рецепторы тела не исчерпываются

экстерорецепторами: рецепторами (интерорецепторами) снабжены

также все внутренние органы. Местам локализации "ветров,

правящих телом", соответствуют соотносящиеся с Чакрами большие

интерорецепторные зоны (за исключением Вьяна Вайю, которому

соответствует система проприорецепторов в мышцах, сухожилиях и

связках, а также рецепторная система сосудов), в которых

происходит непрерывное преобразование энергии внешних (по

отношению к этим рецепторам) раздражителей в энергию нервных

импульсов.

Знание о Чакрах не только как о "колёсах тела", вращаемых

Праной, но и как об _источниках Праны_ ("энергетических

центрах") в йогических текстах не зафиксировано - очевидно,

ввиду его полнейшей бесполезности для и даже вредности для

начинающего. Информация, "обнародованная" в этих текстах, как

правило, выполняет функцию т.н. "уловок": она нацелена на то,

чтобы "заставить" человека работать над собой.

Примером классической "уловки" может служить указание на

принципиальную возможность обретения так называемых Сиддх

(дословно "достижений"), или паранормальных способностей.

"Прана, оживляющая наше тело, этот небольшой элемент её,

представляющий нашу ментальную и физическую энергию, является

самым близким к нам из всего бесконечного океана Праны в

_природе_. Именно поэтому если мы, проникнув в сущность этого

элемента, овладеем им, то мы можем надеяться стать господином

всей Праны. В таком господстве - секрет Сиддх" [15]. Погружаясь

в практику, человек со временем осознаёт, что Йога даёт нечто

большее, чем Сиддхи.

Но если "уловка", задействовав воображение неофита,

приковывает затем это воображение к _практике_, заставляет

воображение "работать