Неизвестен

СКРИЖАЛИ ЛАЗУРНОЙ СКАЛЫ

"Ты - Хуэйчао". 6 Наставление Если выставлено светлое зеркало, красота и уродство разделяются сами собой. Если взят в руку отточенный меч, казнишь или даришь жизнь в зависимости от обстоя- тельств. Китаец приходит - чужеземец уйдет, чужеземец приходит - китаец уйдет. В смерти откроешь жизнь, в жизни отыщешь смерть. Но когда ты достигнешь этого, как тебе быть? Без глаза, проницающего все препоны, и не имея места, где повернуться, ты не будешь знать, что делать. Но что такое глаз, проницающий все препоны, и место, где можно повернуться? Чтобы это узнать, приведу поучительный пример. Пример Монах спросил Чжаочжоу: "Что такое Чжаочжоу?" Чжао- чжоу ответил: "Восточные ворота, Западные ворота, Южные ворота, Северные ворота". 7 Наставление Сила будд и патриархов - в его руках. Судьбы всех людей и богов послушны его воле. Оброненным по случаю словом он повергает в изумление толпу и воодушевляет всех живущих. Одной мыслью он срывает замки и разбивает оковы. Перед лицом безупречной мудрости он совершает безупречные деяния. Но скажите мне, кто это такой? Зна- ет ли кто-нибудь, где он пребывает? Чтобы это прове- рить, приведу пример. Пример Хуанпо наставлял собравшихся следующими словами: "Вы горькие пьяницы, опившиеся винного отстоя. Если вы будете и дальше слоняться по земле, куда же вы пойдете? Разве вы не знаете, что по всему Китаю нет наставников чань?" Тут один монах вышел вперед и сказал: "А что делают те, кто в разных местах ведут за собой учеников и на- ставляют общины?" Хуанпо сказал: "Я не говорю, что нет чань, только вот нет учителей". 8 Пример Монах спросил Юньмэня: "Что такое 'учение всей жиз- ни'?" Юньмэнь ответил: "Сказанное к месту слово". 9 Наставление Нож, совершающий убийство, и меч, возвращающий к жизни, - вот высокий образец древности и сокровище на- ших времен. Но скажите мне не мешкая, где нож, убивающ- ий человека, и где меч, возвращающий к жизни? Чтобы это проверить, приведу пример. Пример Монах спросил Юньмэня: "Если это не присутствующее в данный момент сознание и не присутствующее в данный момент явление, то что это?" Юхьмэнь ответил: "Суждение, поставленное с ног на голову?" 10 Наставление Если твое сознание не меняется, ты утонешь в океане дурмана. Если твои слова не повергают в изумление тол- пу, ты погрузишься в пучину обыденщины. Но если в свете искры, высеченной из камня, ты сможешь отличить посвя- щенного то невежды и при вспышке молнии сможешь отли- чить смерть от жизни, тогда ты порвешь все путы и воз- высишься, как заоблачная скала. Но знаешь ли ты, что такой момент существует? Чтобы это проверить приведу пример. Пример Отшельник с Лотосового пика выставил свой посох и дал собравшимся следующее наставление: "Когда древние попали сюда, почему они не захотели остаться здесь?" И сам же ответил: "Потому, что они не набрались сил в до- роге". И еще он говорил: "Что же в конце концов?" И сам же отвечал: "С посохом на плече, не смотря на людей, я ухожу за тысячу вершин и десять тысяч пиков". 11 Наставление Когда нужно говорить, он говорит, и в целом мире ему нет равных. Когда нужно действовать, он действует, и в целом мире никто его не превзойдет. Он - как искра, высеченная из камня, или вспышка молнии, как пламя, раздуваемое ветром, или бурный поток, льющийся через лезвие меча. Когда он ударяет в гонг высшей мудрости, невольно смущаешься и не находишь слов. Он идет одним прямым путем. Чтобы проверить это, приведу пример. Пример Монах спросил Чжаочжоу: "Все сущее возвращается к единому, но куда же возвращается единое?" Чжаочжоу ответил: "Когда я был в Цинжоу, я сделал полотняную поддевку. Она весила семь цзиней". 12 Пример Монах спросил Чжаочжоу "Я давно слыхал про каменный мост в Чжаочжоу, но когда я приехал, я увидел только деревянный мостик". Чжаочжоу сказал: "Ты видишь только деревянный мос- тик и не видишь каменный мост". Монах спросил: "Что же такое каменный мост?" Чжао- чжоу ответил: "Опозволяет переправляться ослам, и поз- воляет переправляться лошадям". 13 Наставление Весь мир не вместит его в себя: он один открыт для всех. Он ничем не связывает себя и всякий миг сам себя превозмогает. В речах он всегда беспристрастен - и всю- ду лишает людей жизни. Но скажите: куда древние уходи- ли, дабы пребывать в покое? Чтобы узнать это, приведу пример. Пример Однажды великий наставник Ма и Байчжан прогулива- лись вместе и увидели пролетающих в небе диких уток. Великий наставник спросил: "Что это?" Байчжан ответил: "Дикие утки". Великий наставник спросил: "Куда они де- лись?" Байчжан ответил: "Они улетели". Великий настав-