Папюс

Практическая магия

идей, составляющая сущность мышления. Таким образом, органы чувств являются по отношению к ощущениям тем же, чем пищеварительные органы - по отношению к пище: в них происходит первое отделение усваиваемых частей от неусваиваемых и совершается начальная переработка.

Идеи, раз образовавшись, отфильтровываются, конденсируются и хранятся в памяти, аналогично соответственным явлениям, происходящим с хилосом в печени. Шардель определяет память как результат воздействия сознания на чувствительность, а явления раздвоения личности и некоторые феномены гипноза прекрасно подтверждают это странное на первый взгляд определение.

На этом и заканчивается работа импульсивного человека, раба рефлексов, приверженца рутины, никогда не проявляющего никакой инициативы. Но, с другой стороны, с этого самого начинается работа мага, рассматривающего память, столь драгоценную в глазах наших педагогов, как способность чисто пассивного характера.

Хилус, претерпевший переработку в печени, еще далеко не прошел всего пути своих превращений: из печени он отправляется в легкие, где, по мнению Луи Лукаса, поддержанному современными гистологами, часть белых шариков превращается в красные.

Подобным же образом и в психических процессах: за первой элементарной работой восприятия и запечатления ощущений следует несравненно сложнейшая работа их переработки и усвоения. За работой чувствующего начала следует работа мыслящего, работа несравненно высшего порядка, на которую способен далеко не каждый человек. "Иметь в голове идеи, - говорит Фабр д'0ливе, - значит чувствовать, иметь же в голове мысли - это значит творить". Размышление есть работа мысли, оно есть путь к развитию скрытых способностей человека, в числе которых находятся экстаз и пророчество.

Специальное развитие памяти, даваемое современным воспитанием, совершенно не нужно для развития способности размышления, и, например, пророчество гораздо легче развивается в душе поселянина, созерцателя по природе, чем в душе педанта, украшенного многочисленными дипломами и официальными предрассудками.

Образование есть средство, орудие - иногда опасное, если оно неполно, но никогда не цель, разве только в глазах современного "практичного человека". Подобно тому как различные упражнения, изложенные нами в предшествующих главах, помогают развитию начала чувствующего, упражнение в размышлении быстро развивает начало мыслящее, и это развитие мыслящего начала составляет одну из главных задач мага.

Указания на средства, ведущие к этому развитию, встречаются везде и повсюду, так, например, Гете, желая постичь одну из тайн Природы, относящуюся к философской стороне анатомии, брал в руки череп, садился в уединенном углу сада и погружался в созерцание, мало-помалу в его мозгу рождались идеи, соотношения, неясные до тех пор, становились очевидными, аналогии приходили на помощь, и под влиянием созерцания сами собой приходили на ум великие открытия вроде существования промежуточной кости в челюстях или открытия черепных позвонков. Эдгар По доказывает в своей "Эврике", что одно лишь созерцательное размышление привело основателя современной Астрономии к открытию его основных законов, там же он дает и много ценных указаний для практики размышления, в конце он утверждает, что истина всегда выясняется при созерцании Природы человеком, умеющим достаточно сосредоточиться, чтобы понять простой и вечный язык, которым говорит творческая сила. Разве "демон" Сократа не служил ему лучшим руководителем, чем все известные в то время кодексы морали?

Если предыдущего еще недостаточно для того чтобы понять, каким образом человек может погружаться в размышление, то я, для облегчения задачи, приведу несколько практических замечаний.

1. Первое психическое упражнение должно

состоять в том, чтобы научиться заменить все ответы и идеи рефлективного характера, исходящие исключительно из памяти, ответами продуманными и сознательными. Самым опасным врагом размышления является масса заученных наизусть идей, готовых на все случаи ответов, почерпнутых из учебников. Человек, сыплющий заученными ответами ради доказательства своей мудрости, подобен лицу, рассказывающему старые, всем известные анекдоты с целью прослыть умным.

Точно так же всякие споры и прения, противоречия и полемика отнюдь не могут быть терпимы в своем обиходе ни одним серьезным человеком, все подобные риторические упражнения прежде всего бесполезны, ибо в словопрении невольным образом обижаешь почти всегда своего противника, и это обстоятельство в связи с самолюбием делает то, что