Ю.Н. Лукин

В мире символов

чтобы не отвлекаться от избранной нами темы, отметим только, что мартинисты считают себя продолжателями дела Розенкрейцеров. Занятия этой ложи, где были отборные члены ордена, сводились к коллективной молитве и всяческим сношениям с невидимым миром.

Сущность, наиболее деятельно просвещавшая членов ложи, называлась ими: «Неведомый философ». Указания этого «неведомого философа» настолько последовательно ведут читателя от христианства к пантеизму, а от пантеизма к безбожию, что только слепому не видно — кто этот «философ».

В соответствии с учением «философа» из потустороннего мира, т.е. сатаны, мартинисты говорят о «пантакле» (рис. 10)... В этом пантакле синтезированы основные положения герметической философии, наследие веков, наравне с другими эзотерическими знаниями, переданными мартинизму знаменитым братством Розенкрейцеров. В данном символе важно отметить все ту же шестиконечную звезду, по свидетельству мартинистов унаследованную ими от Розенкрейцеров, бывших, в свою очередь, преемниками тамплиеров-сатанапоклонников, и наличие особого покровителя из потустороннего мира.

Каббала дает нам несколько иное определение того же треугольника, которое не противоречит, а лишь развивает высказанное нами выше. По воззрению каббалистов Бог есть предвечная, бесконечная Сущность и вместе с тем сущность всего существующего. По природе своей, учат каббалисты. Бог бессознателен. Он не сознавал даже собственного своего существования и не ведал Самого Себя.

Божество так и осталось бы бессознательным, если бы не проявило Себя через преемственное развитие Своих неизменных свойств или атрибутов, именуемых сефиротами. Эти сефироты (сравните с эонами гностиков) являются общими и необходимыми формами всего существующего и принимают все более материальный характер, по мере своего удаления от общего историка

Графическое начертание их последовательности такое (рис. 11).

1. Корона — через него бесконечное освобождается от конечного и становится самим собою.

Из короны возникают:

2. Разумение или начало мужское и

3. Мудрость или начало женское (не отсюда ли принято софицианцами учение о женском начале Божества?). Эти два сефирота рождают сына — Знание, который, впрочем, не имеет отдельного существования.

Все это — высший круг сефиротов.

Из них истекают два следующих сефирота:

4. Милосердие и

5. Строгость, которые объединяются в сефироте

6. Красоте, образуя среднюю, вторую неделимую группу — средний круг.

Низший круг сефиротов состоит из:

7. Славы,

8. Победы и

9. Первоосновы или принципа зарождения.

10. Сефирот Царственность обозначает видимое бытие в природе и является верховной гармонией, в которой встречаются все сефироты предыдущие.

Проявив Себя таким образом, Божество уже обладает совершенным познанием Самого Себя и становится идеальным человеком или Адамом-Кадмоном. Из Адама-Кадмона истекают новые сефироты: Премудрость, Воздух, Вода, Огонь, Земля, четыре страны света и два полюса, а из них преемственно развиваются невидимый мир и мир материальных форм.

При поверхностном даже взгляде на таблицу, мы видим, что низший мир сефиротов, включающий в себя гармонию всех предыдущих, ясно выражен треугольником, обращенным вершиною вниз. Каббала и ее комментаторы (Э. Леви, Христиан, Папюс и др.) дают совершенно точное определение этого каббалистического древа словами: «Все, что сходится к низу». Саббатье уточняет: «Это вода поднебесная. Метафизическая материя — истинное вещество мира, исшедшее из первичного духа — Матери всех вещей» (см. кн. «Идеальное подобие мировой Мудрости»). Роль этой Матери вещей трактуется следующим образом: «Движение этой силы направляется вниз и отсюда происходит индивидуализация материи и формирование тел всего живущего» (там же). Проследим дальнейшее развитие этой мысли: «Это — магнетический астральный свет, разрушающий, творящий и формирующий все под влиянием сильной воли» (Э.Леви «История Магии», стр. 119).

Таким образом, треугольник, обращенный вершиной вниз, всеми каббалистами единогласно определяется как треугольник «духа».

Теперь снова вернемся к шестиконечной звезде в целом. Каббалистическая гексаграмма еще именуется звездой Давида (Маген Давид или Давидов Щит). Не об этом ли знаке, столь ныне распространенном, говорил некогда пророк Амос; «...Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им» (Ам. 5, 25, 27).

У масонов и их ответвлений всех родов: теософов, спиритов, оккультистов и мн. др., этот символ чаще всего именуется печатью Соломона.

Эта