Аристотель

Метафизика

образованным в искусстве или образованному в искусстве быть домостроителем, - это нечто привходящее (ибо вот это есть то означает здесь, что вот это есть привходящее для него). Так же обстоит дело и в указанных случаях: когда мы говорим, что человек есть образованный и что образованный есть человек, или что бледный есть образованный, или что образованный есть бледный, в двух последних случаях мы говорим, что оба свойства суть привходящее для одного и того же, в первом случае - что свойство есть нечто привходящее для сущего; а когда говорим, что образованный есть человек, мы говорим, что образованность есть нечто привходящее для человека. Точно так же говорится, что не-бледное есть, ибо то, для чего оно привходящее свойство, есть. Таким образом, то, чему приписывается бытие в смысле привходящего, называется так или потому, что оба свойства присущи одному и тому же сущему, или потому, что то, чему присуще свойство, есть сущее, или потому, что есть само то, чему присуще свойство, о котором оно само сказывается..

Бытие же само по себе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального высказывания, ибо сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие. А так как одни высказывания обозначают суть вещи, другие - качество, иные - количество, иные - отношение, иные - действие или Претерпевание, иные - где, иные - когда, то сообразно с каждым из них те же значения имеет и бытие. Ибо нет никакой разницы сказать: человек есть здоровый или человек здоров, и точно так же: человек есть идущий или режущий или же человек идет или режет; и подобным образом во всех других случаях..

Далее, бытие и есть означают, что нечто истинно, а небытие что оно не истинно, а ложно, одинаково при утверждении и отрицании; например, высказывание Сократ есть образованный истинно, или Сократ есть небледный тоже истинно; а высказывав шве диагональ не есть несоизмеримая ложно..

Кроме того, бытие и сущее означают в указанных случаях, что одно есть в возможности, другое - в действительности. В самом деле, мы говорим это есть видящее и про видящее в возможности, и про видящее в действительности. И точно так же мы приписываем знание и тому, что в состоянии пользоваться знанием, и тому, что на самом деле пользуется им. И покоящимся мы называем и то, что уже находится в покое, и то, что может находиться в покое. То же можно сказать и о сущностях: ведь мы говорим, что в камне есть [изображение] Гермеса и что половина линии есть в линии, и называем хлебом хлеб еще не созревший. А когда нечто есть в возможности и когда еще нет - это надо разобрать в другом месте..

.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ.

Сущностью называются простые тела, например земля, огонь, вода и все тому подобное, а также вообще тела и то, что из них состоит, - живые существа и небесные светила, а равно и части их. Все они называются сущностями потому, что они не сказываются о субстрате, но все остальное сказывается о них; то, что, находясь в таких вещах, которые не сказываются о субстрате, составляет причину их бытия, например душа - причина бытия живого существа; части, которые, находясь в такого рода вещах, определяют и отличают их как определенное нечто и с устранением которых устраняется и целое, например: с устранением плоскости устраняется тело, как утверждают некоторые, и точно так же плоскость - с устранением линии. А по мнению некоторых, таково число вообще, ибо с его устранением нет, мол, ничего и оно определяет все; суть бытия каждой вещи, обозначение которой есть ее определение, также называется ее сущностью. Итак, получается, что о сущности говорится в двух [основных] значениях: в смысле последнего субстрата, который уже не сказывается ни о чем другом, и в смысле того, что, будучи определенным нечто, может быть отделено [от материи только мысленно], а таковы образ, или форма, каждой вещи..

.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.

Тождественным, или одним и тем же, называется то, что тождественно как привходящее; например, бледное и образованное тождественны, потому что они нечто привходящее для одного и того же, и точно так же человек и образованное, потому что последнее есть привходящее для первого, а образованное есть человек, потому что оно нечто привходящее для человека. И каждой из этих двух частей тождественно целое, а целому-каждая из них, ибо человек и образованное означают то же, что образованный человек, и этот-то же, что они. Вот почему все это и не сказывается в виде общего: неправильно сказать, что всякий человек и образованное - это одно и то же. В самом