Гроф Станислав

Космическая игра

она тоже вода.

Подскажи мне, как их тогда различить?

Не потому ли, что некто выдумал слово волна, я должен отличать ее от воды?

Незримый Единый Бог присутствует в каждом из нас, и планеты всех галактик, словно бусины четок, скользят сквозь Его пальцы.

Нить бусин - вот на что ты должен взглянуть ясным взором.

На Западе тоже есть богатая традиция визионерческой поэзии, представленная такими именами, как Уильям Блейк, Райнер Мария Рильке, Д. Г. Лоуренс, Уолт Уитмен, Уильям Батлер Йитс и др. Люди, пережившие мистические состояния, часто ссылаются на этих поэтов и декламируют вслух отрывки из их произведений. Приведу здесь часто цитируемое стихотворение Уильяма Блейка, схватывающее тайну вездесущего божественного:

В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность И небо - в чашечке цветка.

(Перевод С.Я. Маршака)

ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ ВНУТРИ

В систематической духовной практике, включающей холотропные состояния сознания, мы можем снова и снова выходить за обычные границы тела-эго и отождествляться с другими людьми, животными, растениями или неорганическими аспектами природы, а также с различными архетипическими существами. При этом мы обнаруживаем, что любые границы в материальной Вселенной и в других реальностях совершенно произвольны и условны. Отбросив ограничения рационального ума и оковы здравого смысла и привычной логики, мы способны преодолеть множество разделительных барьеров, расширяя наше сознание до невообразимых масштабов и в конечном итоге переживая единство и тождество с трансцендентным источником всего бытия.

Когда мы достигаем эмпирического отождествления с Абсолютным Сознанием, мы сознаем, что наше собственное бытие полностью соизмеримо со всей Вселенной, со всем бытием. Это узнавание нашей божественной природы, нашей тождественности с космическим истоком есть самое важное открытие из всех, какие мы можем сделать в ходе углубленного самоисследования. Именно в этом заключается суть тат твам аси - знаменитого утверждения из Упанишад, древних индийских писаний. Буквальный перевод данной фразы - ты есть то, что означает твоя природа божественна или ты - Божественное. Здесь обнаруживается, что наше повседневное отождествление с эго в капсуле из кожи, воплощенным индивидуальным сознанием, или именем и формой (намарупа) является иллюзией и что истинная наша природа - природа космической творческой энергии (Атман-Брахман).

Это откровение касательно тождественности человека и божественного есть та первичная тайна, что лежит в основе всех великих духовных традиций, хотя и выражается в них по-разному. Я уже упоминал, что в индуизме Атман - индивидуальное сознание и Брахман - вселенское сознание, суть одно. В каких бы вариантах последователи сиддха-йоги ни трактовали основное положение своей школы, суть его остается следующей: Бог пребывает в тебе таким, каков ты есть. В буддийских текстах можно прочитать: Загляни внутрь себя, ты есть Будда. Конфуцианская традиция гласит, что небеса, земля и человек суть единое тело.

То же самое мы находим и в словах Иисуса Христа: Я и Отец - одно (Ин. 10, 30), а св. Григорий Палама, один из крупнейших богословов Православной Церкви, писал: Ибо Царствие Небесное, более того, Царь наш Небесный... внутри нас. Подобно этому, великий иудейский мудрец, каббалист Авраам бен Шемуэл Абулафиа учил, что Он и мы - одно. Согласно Мохаммеду, тот, кто знает себя, знает своего Бога. Мансур ал-Халладж, суфийский пророк и поэт, известный как мученик мистической любви, пишет так: Я узрел Господа моего Оком Сердца. Я спросил: Кто ты? Он ответил: Ты сам. За свое утверждение Анал Хакк, что означает Я есм Бог, Абсолютная Истина, Истинная Реальность, ал-Халладж был брошен в тюрьму и приговорен к смерти.

БОЖЕСТВЕННОЕ И ЕГО ТВОРЕНИЕ

Теперь мы можем подвести итог сказанному о прозрениях относительно творческого принципа, природы реальности и нашей собственной природы, открывающихся в холотропных состояниях сознания. Как мы видели, эти прозрения повторяют идеи великих духовных традиций мира и наводят на мысль, что мир плотной материи, характеризуемый трехмерным пространством, линейным временем и неумолимой причинностью и переживаемый нами в обычных состояниях сознания, сам по себе не имеет независимого существования. Он не есть единственная истинная реальность, каковым его изображает материалистическая наука, он - творение Абсолютного Сознания.

В свете этих прозрений материальный мир нашей повседневной жизни, в том числе и наше тело, представляется