Моуди Реймонд

Жизнь после жизни

буду называть предсмертным опытом. Я

находил их разными путями. Сначала это произошло случайно. В 1965 году,

когда я был студентом - дипломником по курсу философии в университете

штата Вирджиния, я встретил человека который был профессором психиатрии

в Медицинской школе. Меня с самого начала поразили его

доброжелательность, теплота и юмор. Я был очень удивлен, когда позднее

узнал о нем интересные подробности, а именно, что он был мертв, и не

один раз, а дважды, с интервалом в 10 минут, и что он рассказывал

совершенно фантастические вещи о том, что с ним происходило в это время.

Позже я слышал, как он рассказывал свою историю небольшой группе

студентов. В то время это произвело на меня очень большое впечатление,

но поскольку я не имел еще достаточного опыта, чтобы оценивать подобные

случаи, я отложил его подальше как в своей памяти, так и в виде

перепечатанного конспекта его рассказа.

- 6 -

Несколько лет спустя, после того, как я получил степень доктора

философии, я преподавал в университете штата Северная Каролина. В ходе

одного из курсов мои студенты должны были прочесть Федон Платона,

труд, в котором в числе других вопросов обсуждается также проблема

бессмертия. В своей лекции я сделал акцент на других положениях Платона,

предсталенных в этой работе и не стал останавливаться на обсуждении

вопроса жизни после смерти. В один из дней после занятий ко мне подошел

студент и спросил нельзя ли ему обсудить со мной вопрос о бессмертии.

Его интересовала эта проблема потому, что его бабушка умирала во время

операции и рассказывала потом об очень интересных впечатлениях. Я

попросил его рассказать об этом и, к моему величайшему изумлению , он

описал те же самые события, о которых я слышал от нашего профессора

психиатрии за несколько лет до этого.

С этого времени мои поиски подобных случаев стали более активными и

я начал в моих курсах философии читать лекции по проблеме жизни человека

после смерти. Однако, я соблюдал осторожность и осторожность и не

упоминал эти два случая переживания опыта смерти в моих лекциях. Я решил

подождать и посмотреть. Если такие рассказы не просто случайность,

предположил я, то, возможно, я узнаю больше, если просто подниму в общей

форме вопрос о бессмертии на философских семинарах, проявив

сочувственное отношение к этой теме. К моему изумлению, я обнаружил, что

почти в каждой группе, состоящей примерно из тридцати человек, по

крайней мере один студент обычно подходил ко мне после занятий и

рассказывал собственный случай опыта близости к смерти, о котором он

слышал от близких людей или перенес сам.

С того момента, как я начал интересоваться этим вопросом, меня

поражало это огромное сходство ощущений, несмотря на то, что они были

получены от людей, весьма различных по своим религиозным взглядам,

социальному положению и образованию. К тому времени, как я поступил в

медицинскую школу, я собрал уже значительное число таких случаев. Я стал

упоминать о проводимом мной неофициальном исследовании в разговорах с

некоторыми из моих знакомых медиков. Как-то раз один из моих друзей

уговорил меня сделать доклад перед медицинской аудиторией. Затем

последовали другие предложения публичных выступлений. И снова я

обнаружил, что после каждого выступления кто-нибудь подходил ко мне,

чтобы рассказать об известном ему самому опыте такого рода.

По мере того, как о моих интересах становилось все более известно,

врачи стали сообщать мне о больных, которых они реанимировали и которые

рассказали мне о своих необычных ощущениях. После того, как появились

газетные статьи о моих исследованиях, многие люди стали присылать мне

письма с подробными рассказами о подобных случаях.

В настоящее время мне известно примерно 150 случаев, когда эти

явления имели место. Случаи, которые я изучил, могут быть разделены на

три четкие категории:

1. Опыт людей, которых врачи считали или объявили клинически

мертвыми и которые были реанимированы,

2. Опыт людей, которые в результате аварии либо опасного ранения

или болезни были очень близки к состоянию физической смерти,

3. Ощущения людей, которые находились при смерти и рассказывали о

них другим людям, находившимся рядом. Из большого количества

фактического