Данченко Владимир

Принципы современной психической самозащиты

быть добреньким, великодушно оставляя мертвым хоронить своих мертвецов: это низко и подло. Человек, способный на всепрощение, обязан добиться того, чтобы прощение стало взаимным.

Йогасутры рекомендуют в случае витальных нападений думать о противоположном. В качестве расширенной формы этой защиты можно рассматривать культивирование сострадательного отношения ко всему живому. Такое отношение становится возможным лишь в результате глубокого осознания той пропасти неведения, в которую ввергнуты все живые существа, по неведению творящие зло и желающие зла, по неведению же и страдающие от себе подобных. В человеке, который ясно сознает это, всякая приходящая извне отрицательная эмоция автоматически стимулирует эмоциональную реакцию сострадания к недоброжелателю, то есть эмоциональную реакцию противоположного свойства, смягчающую неизбежный возвратный удар. Для тех, кто неспособен к состраданию, предлагается другая форма защиты, называемая абсорбцией или поглощением. Это своего рода витальное айкидо*: здесь используется сила противника. Хитрость заключается в том, чтобы отделить количественную составляющую наведенной эмоции (силу заряда) от ее качественной составляющей (собственно отрицательной окраски). Сила при этом поглощается, а отрицательная окраска, соответственно, отбрасывается или, по желанию, служит объектом эстетического созерцания.

* Айкидо - щадящая школа рукопашного боя.

Автор считает, впрочем, что пускаться на подобные хитрости и ввязываться во всякого рода витальную возню - это неверный способ использования сил противника. Мы вернемся к этому вопросу в двадцатой главе.

17. Ментальные нападения и ментальная защита.

Витальным нападениям подвергаются, как правило, люди, живущие преимущественно эмоциями, отождествленные со своей витальной оболочкой; ментальным же нападениям подвергаются, как правило, люди, живущие преимущественно интеллектом, отождествленные со своей ментальной оболочкой. Ментальные нападения - явление не частое, поскольку индуктор, способный осуществить такое нападение, должен совмещать в себе многие и без того редкие качества.

Нападению при этом подвергается непосредственно ментальная оболочка, в обход энергетической и витальной.

Нападение такого типа рассчитано не на то, чтобы вызвать у перцепиента дурные мысли (дурные мысли возникают в результате витального нападения), а на то, чтобы сбить его с толку, поколебать столпы его системы верований, разрушить стереотипы видения мира, короче говоря, активизировать присущее интеллекту свойство во всем сомневаться, - в том числе в своих собственных выводах, принципах и основаниях. Поскольку же сомневаться действительно можно во всем, против такого нападения способны выстоять лишь те ментальные ориентиры, которые упрочены в более глубоких, не ментальных слоях психики. Если же попробовать смотреть шире, то ментальное нападение может обернуться благом, - ведь в результате него сметаются все случайные образования и выставляются все точки над i. Ведь то, что устои задрожали и рассеялись подобно туману, явив свою иллюзорную природу, можно расценивать не только как жизненное фиаско, но и как пробуждение ото сна, как залог грядущего бодрствования.

Нередко начальные фазы такого пробуждения и принимаются за ментальное нападение или психическое расстройство. Пробуждение далеко не всегда бывает легким. Когда метальный каркас старых ориентиров растворяется в пустоте, человек оказывается на так называемой ничейной земле. Здесь царит бездорожье: старые ориентиры исчезли, а новые еще не появились. Пространство, в котором нет опоры, для интеллекта крайне неуютно; метания интеллекта в поисках опоры неизбежно отражаются на эмоциональном состоянии человека, а через него и на общем психофизиологическом тонусе. Если человек в этой ситуации впадает в панику, он действительно может заблудиться на просторах ничейной земли и стать жертвой психического срыва.

Надо сказать, однако, что ментал неспособен продолжительное время сохранять аморфное состояние, и вскоре в нем начинается процесс естественной кристаллизации. Образование нового ментального каркаса может пойти по двум путям, причем во власти человека эти пути ВЫБИРАТЬ:

1) Человек может выбрать возвращение (аборт, как говорят в эзотерических кругах), в результате чего кристаллизация пойдет по линиям дискредитировавшего себя старого каркаса. Это более легкий путь, но былой прочности на нем достичь не удается и каркас остается аварийным.

2) Человек может выбрать более сложный путь, решив, что лучше умереть стоя, чем