Безант Анни

Загадки жизни и как теософия отвечает на них

его и вредят ему, и, если они длятся упорно, последствием является настоящая болезнь и изуродование ментального тела, которое трудно будет излечить впоследствии.

Таковы три смертных тела человека: физическое он сбрасывает при смерти, а астральное - когда готовится вступить в небесный мир. Когда кончается его небесный период, ментальное тело также распадается на составные части и человек становится Духом, облеченным в свое бессмертное тело. При новом воплощении образуется новое ментальное тело, а затем и новое астральное, соответствующее его свойствам, после чем они соединяются с его новым физическим телом и человек вступает в новый период своей смертной жизни.

Глава V

Бессмертные тела человека

Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится,

мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный, - говорил апостол Павел. Оттого мы воздыхаем, желая облечься в небесное жилище . Это небесное жилище построено из бессмертных оболочек человека.

Дух, который будучи родом божьим пребывает вечно в лоне Отца, он воистину есть Сын Божий, разделяющий его вечную жизнь. Бог сотворил человека для нетления и сделал его образом вечного бытия своего. Дух этот мы называем монадой, ибо это - истинная суть самосущности. Когда монада опускается в материю, чтобы одухотворить её, она присваивает себе по атому из трёх высших миров для того, чтобы заложить ядро своих трёх высших сил - атмического, буддхического и манасического. К ним - подсредством нити буддхической субстанции - прикрепляются частицы от каждого из трёх высших миров, чтобы могло возникнуть ядро трёх низших тел человека.

В течение долгих веков дух осеняет эти свои будущие смертные тела, озарённые его жизнью, пока они медленно поднимаются из минерального царства в растительное и из растительного в животное; между тем, из соединения субстанций трёх высших миров, из того жилища на небесах, из того дома нерукотворного, вечного, о котором говорит апостол, образуется проводник жизни Духа, начинающий проявлять себя в высших мирах. Когда же животная форма достигает той точки развития, когда эволюционирующая жизнь стремится, поднявшись, слиться с высшей жизьню, тогда дух посылает в ответ на её стремление биение своей собственной жизни, и в этот решающий миг зарождается ментальное тело человека, подобно искре, впыхнувшей между углями электрической дуги. С этого мгновения человек индивидуализируется для жизни в высших мирах.

Высшее духовное тело (атмическое) является тончайшей субстанцией самого высокого мира, оболочкой духа, Богом, ставшим плотью в совершенно реальном смысле, божественным началом, окунувшимся в океан материи, не перестающим быть божественным, хотя и воплощённым. Постепенно в этом высшем теле собираются результаты всех переживаний, накопленных на протяжении вечности; при этом оба остальные бессмертные проводника сливаются постепенно с ним, образуя светлое одеяние для человека, достигшего совершенства и ставшего сознательно божеством.

Духовное тело (буддхическое) принадлежит второму проявленнному миру, миру чистой духовной мудрости, знания и любви, соединённых в одно. Иногда его называют телом Христа, так как именно оно рождается к деятельности при первом великом посвящении, и оно развивается до полной меры возраста Христова на пути святости. Оно питается всеми высокими, проникнутыми любовью, стремлениями, чистым состраданием и всеобъемлющей нежностью.

Манасическое тело (проводник закона причинности) есть высший разум, способный к абстракциям, принадлежащий природе знания, посредством которого человек узнаёт истину интуицией, а не рассуждением, причём от низшего разума заимствуются его рационалистические методы только для того, чтобы в земном сознании установились абстрактные истины, которые самому ему ведомы непосредственно. Заключённый в этом теле человек носит название Ego, а когда тело сливается непосредственно со следующим высшим телом, тогда человек получает название духовного Ego и тогда он начинает осознавать собственную божественность. Оно питается и развивается абстрактным мышлением, усиленной медитацией, бесстрастием и подчинением интеллекта воле, направляемой на бескорыстное служение. По природе своей манасическое тело имеет наклонность к обособлению, будучи орудием индивидуализации, и оно должно вырасти сильным и стойким для того, чтобы придать необходимую устойчивость тому духовному телу с которым оно должно слиться воедино.

Это - те бессмертные тела человека, которые не подвержены ни рождению, ни смерти - они дают непрерывность памяти,