Амусин И. Д.

НАХОДКИ У МЕРТВОГО МОРЯ

сохранившихся параллельных мест. О тождественности этого имени с именем Шимеон Бар-Кохба см. ниже.

1. В двадцатый (день месяца) Шеват, года второго

2. освобождения Израиля под руководством Шимеона.

3. сына Косиба, правителя Израиля.

4. В лагере, находящемся в Геродиуме,

5. Элеазар, сын Шилонита, сказал

6. Гиллелю, сыну Гариса*: я, по своей воле, * Гиллель, сын Гариса, - очевидно, уполномоченный Бар-Кохбы по сдаче земель в аренду в топархии Геродиум.

7. арендовал у тебя участок земли,

8. который имеется у меня в Ир-Нахаш в аренде.

9. Арендовал у Шимеона, правителя

10. Израиля, на пять лет.

11. Если я не буду обрабатывать... (участок)

12. этот, буду изгнан и лишусь (?)

13. всего (?). Я арендовал у тебя от нынешнего дня

14. до конца шемитты (года отпущения).

15. Арендная плата, которую я буду отвешивать тебе здесь

16. ежегодно, (будет внесена) пшеницей хорошей

17. и чистой (в размере) четырех кор и восьми сеа*, (с которых будет взыскана) десятина * Всего около. 1714 кг зерна.

18. . . . . . которые будешь

19. отмерять на крыше хранилища в Геродиуме

20. ежегодно. И (этот документ) обязывает меня, согласно его содержанию.

21. Элеазар, сын Шилонита, за себя (подписал)...

Встречающееся в контрактах на аренду, а также в других документах из Вади-Мураббаат и Нахал-Хевер имя Шимеон бар-Косиба вместо ранее известного Бар-Кохба решает загадку, связанную с именем знамени того вождя восстания. Дело в том, что имя Бар-Кохба, т. е. сын звезды, данное вождю восстания еще рабби Акивой, одним из идеологов восстания, несомненно, имеет мессианистское звучание*.

* По преданию, рабби Акива сослался на стих из книги Чисел (24, 17): Восходит звезда от Иакова - намек на царя-мессию.

В таком виде это имя воспринято христианскими источниками ( Barchochebas и Chochebas). Однако в Талмуде и Мидрашах вождь восстания называется Бен (или Бар) - Козиба, т. е. сын обманщика. Греческие документы, найденные в пещерах, говорят нам о подлинном звучании имени вождя восстания. Если еврейское и арамейское написание, состоящее только из согласных знаков KWSBH (или KSBH), позволяет читать это имя как Косеба, Косиба и Косба, то по-гречески, где гласные обозначаются и написание соответствует произношению, оно написано: Хосиба (Zimwn Xwsiba) и это является решением вопроса. Что касается талмудического написания Бар-Козиба, то оно могло возникнуть в противовес имени Бар-Кохбы с его мессианистским звучанием и свидетельствует о какой-то враждебной Бар-Кохбе традиции, оформившейся, вероятно, уже после поражения восстания. Эта замена KSBH на KZBH произошла в результате игры слов, возводившей по созвучию патронимическое (т. е. сын Косибы) или топонимическое (т. е. уроженец местности Косибы) KSBH к глаголу KZB - лгать, обманывать.

Из документов о купле-продаже земли, датируемых вплоть до последнего года восстания, видно, что наряду с национализированными Бар-Кохбой землями существовали и частновладельческие земли.

Большой интерес представляют два подлинных письма Бар-Кохбы, адресованных начальнику одной из крепостей - Иешуе, сыну Галголы. В одном из них предписывается отгрузить в распоряжение специально посланного лица примерно две тонны пшеницы. В этом же письме Бар-Кохба приободряет своего адресата и приказывает ему усилить укрепление местности. В другом письме Бар-Кохба угрожает наказаниями, если что-либо случится с некими галилеянами. Кто они такие, пока неясно. К сожалению, ключевое слово письма повреждено, и мы точно пока не знаем, от чего предостерегает Бар-Кохба.

Тому же Иешуе, сыну Галголы, адресуется также письмо руководителей общины Бет-Машко, очевидно, подконтрольной ему. В этом письме берется под защиту один из членов общины, у которого властями конфискована корова. Здесь же сообщается, что личной явке руководителей препятствует приближение вражеской армии.

Находки в пещерах Вади-Мураббаат и начавшие поступать на рынок документы из неустановленных мест нахождения показали, как много ценного исторического материала еще таит в себе малоизученный район Иудейской пустыни. В 1960 и 1961 гг. был найден еще один архив документов. И теперь документы из Вади-Мураббаат будут изучаться в весной связи с исследованием этого архива.

НАХОДКИ 1960-1961 гг. Находки в пещерах Вади-Мураббаат следов повстанцев армии Бар-Кохбы и связанных с этим восстанием документов вызвали цепную реакцию новых открытий. Едва закончились раскопки пещер Вади-Мураббаат и продолжалась скупка документов, попавших в руки бедуинов, как