Альберт Великий

Малый Алхимический Свод

конденсационной трубки в перегонном аппарате.

94. Тальк - силикат магния.

95. Жан де Мен (XIII в.) - французский поэт, переводчик Боэция, ученый. Ему приписывают немало сочинений по алхимии.

96. Абу-Бакр Мухаммед ибн Захарийя ар-Рази (обычно Разес, или Ар-Рази) - крупнейший арабский химик IX - Х вв., автор ряда медицинских сочинений, имевших широкое хождение в Европе в XII в. в виде латинских версий. Разесу приписывают и другие алхимические сочинения XII - XIII вв. (как, впрочем, Аристотелю, Джабиру и Авиценне). Доподлинно известно, что Книга тайн и Книга тайны тайн действительно принадлежит этому ученому. De aluminibus et salibus - первое алхимическое сочинение Рази, переведенное на латинский язык Герардом Кремоной (XII в.).

97. Название восходит к городу Пергам (Pergamum, Pergamon) - столице древней Мизии, государства в Малой Азии, в эпоху Атталидов (III - II в. до н. э.) - крупнейший культурный центр Малоазиатского региона.

98. Английский ученый, францисканский теолог и философ, монах Роджер Бэкон (XIII в.) - младший современник Альберта. Традиция приписываег ему ряд алхимических сочинений. Роджеру Бэкону достоверно принадлежат Большое, Малое и Третье сочинения (Opus Maius, Opus Minus, Opus Tertium), содержащие обширные сведения из различных областей средневекового природознания (оптика, алхимия, астрология). Универсальная опытная наука Бэкона, хотя и основана на опыте и созерцательном наблюдении, - лишь иллюстрация и подтверждение опыта внутреннего, связанного с интуитивным актом божественного озарения.

99. In cluteo (лат.). В. Хайнс предполагает, что это написание ошибочно: скорее, cludo (claudo) от occludo - включаю.

100. Речь может идти об организме - губке или, возможно, о пемзе.

101. Имеется в виду многотрубчатый алембик (алембик с двумя трубками - дибик, с тремя - трибик).

102. Cisti felis (лат) (cista - вместилище, feles - кошка). Пузырь - род диализной мембраны (если интерпретировать с нынешних позиций).

103. Эта дополнительная глава (caput additum) появляется впервые в издании П.Джемми (Лион, 1651).

104. Sacculus (лат.) - матерчатый мешочек, употреблявшийся для процеживания вина.

105. Aqua dulci - скорее всего подщелоченная вода, dulci - подслащенная, сладкая - метафорический парафраз, в противоположность подкислению.

106. Возможно, часть алембика, герметически соединенная с последним.

107. Не иначе как Арнольд из Виллановы (см. примеч. 60).

108. Luto sapientiae (лат). Точный состав этой глины неизвестен. Применялась для замазывания трещин нагреваемых сосудов.

109. Это масло может содержать мылообразные вещества, а также свиной жир.

110. Ртуть с оловом образует амальгаму.

111. Amizadir, или almicadir (араб.) - нашатырь.

112. Caliditate et sinceritate (вариант: caliditate et rumiditate) (лат.) - жар и сухость. Первый вариант предпочтительнее и зафиксирован в изданиях П. Джемми и Э. Борнье.

113. Аттинкар - одно из названий соды (sal nitrum; nitrum).

114. Modo componendi medicinam реr aequationem elementorum - сочинение, приписываемое Роджеру Бэкону.

115. Указания на этот способ встречаются у древних авторов: Витрувия, Диоскорида, Теофраста. Плиния Старшего.

116. Здесь идет речь о философском камне, гипотетическом веществе, осуществляющем превращение несовершенных металлов в золото и серебро. Первое упоминание о философском камне относят к VII в. Яйцо философов - символический парафраз физической Вселенной; кроме того, оно - иносказательный образ четырех металлов: меди и олова (желток и белок), свинца и железа (кожица и скорлупа). Возможно, что яйцо философов как средоточие четырех металлов воспроизводит все металлические свойства золота (металл в наивысшей степени), а значит, и посредника между несовершенным металлом н совершенным, то есть философского камня.

117. Так, по мысли Альберта, окончательно осуществляется алхимическое превращение. Вместе с тем в теоретическом плане алхимическая ртуть-серная теория вновь видоизменяется в Аристотелеву натурфилософскую доктрину четырех элементов-стихий и свойств-качеств. Именно в таких терминах представлен заключительный раздел трактата. Лишь в середине XVI в. бинарная алхимическая доктрина (ртуть-сера) обернется триадой (ртуть-соль-сера). Эту триадическую концепцию связывают с именем Парацельса - Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, знаменитого немецкого врача и ятрохимика (лекарственного химика). Тринитарная ртуть-соль-серная теория Парацельса существенно поколебала Аристотелеву натурфилософскую