Карен Прайор

Не рычите на собаку!

разговор. Отпустите собаку с привязи, и она тут же снова начнет гоняться за машинами.

Тем не менее у метода 1 есть своя роль. Часто он даст наиболее практичное решение вопроса, и не обязательно связан с жестокостью. Мы часто пользуемся своего рода временным лишением свободы, когда у нас нет времени обучать или наблюдать за субъектом; мы, например, сажаем детей в манеж, и в течение некоторого непродолжительного времени большинство детей не протестует против этого. Вице-президент американского клуба собаководства рассказывал мне, что пользуется проволочным вольером на кухне в своей квартире при выращивании дома щенков. Щенков надо научить, когда и где оправляться, что достигается тем, что их выносят в подходящее место, прежде чем они сделают это, и вознаграждают за то, что они там оправились. Но невозможно следить за щенками постоянно. Этот кинолог помещает своих щенков в клетку на ночь, когда ему надо уйти или когда он занят; там они могут делать лужи безнаказанно. Они ничему не учатся, но и не делают луж на ковре. Положительное подкрепление может происходить только тогда, когда хозяин присутствует и может дать его, но метод 1 предотвращает неприятности лишением свободы.

Этот же владелец собак сажал на ночь в клетку, находящихся в доме трех взрослых терьеров, чтобы воспрепятствовать им вытворять то, что они никогда не делают днем: скулить под дверью спальни, грызть мебель, перевертывать корзины с мусором. Собаки совсем не обижались на это и весьма охотно отправлялись “в постель”. Возможно, собакам тоже надо отдохнуть от нас.

Примеры применения метода 1. “Убить зверя”

Метод 1 в некотором смысле решает проблему, но его применимость в каждой данной ситуации относительна.

Поведение Метод воздействия

Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи Сменить соседа

Собака на дворе лает всю ночь Убрать собаку (застрелить, продать и т.п.)

Дети слишком шумят в машине

Пусть идут домой пешком. Пусть едут на автобусе. Поручить возить их кому-нибудь другому

Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении Развестись

Неправильный удар при игре в теннис Прекратить играть в теннис

Бастующий или ленивый служащий Уволить его

Отвращение к благодарственным письмам Никогда не пишите благодарственных писем. Может быть, тогда люди перестанут посылать вам подарки

Кошка влезает на кухонный стол Выставьте кошку за дверь, или избавьтесь от нее

Грубый водитель автобуса вывел вас из себя Выйдите из автобуса и садитесь на следующий

Взрослый отпрыск, который, по вашему мнению, должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами Скажите “нет” и настаивайте на этом

Метод 2. Наказание

Это излюбленный метод всех. Если поведение неправильное, мы, прежде всего, думаем о наказании. Ругаем ребенка, шлепаем собаку, урезываем зарплату, налагаем штраф на компанию, преследуем инакомыслящих, вторгаемся в страну и т.д. Но наказание — довольно грубый способ изменения доведения. Фактически в большинстве случаев наказание не помогает вовсе.

Прежде чем рассмотреть, что можно и чего нельзя достичь наказанием, отметим, что происходит, когда оно применено и не возымело действия. Допустим, мы наказали ребенка, собаку или служащего за какое-либо поведение, а это поведение возникает снова. Разве мы говорим “Хм, наказание не подействовало, не попробовать ли что-нибудь другое?” Нет. Мы усиливаем наказание. Если выговор не помогает, пробуем шлепок. Если ваш ребенок принес дневник с плохими отметками, у него отбирается велосипед. А если в следующий раз дневник снова плохой, у него отбирается и льдянка. Ваши служащие не проявляют должной расторопности. Пригрозите им. Не помогает? Урежьте их зарплату.

По-прежнему никакого результата? Прекратите выплату жалования, оштрафуйте, отдайте под суд! Плетка не изменяет поведения еретика? Можно попробовать испанский сапог или дыбу.

Самое страшное в усилении наказания то, что этому поистине нет предела. Поиски такого наказания, которое было бы действенным, не встречается у обезьян и слонов, но занимает людей во все времена, известные истории, а может быть, даже и с доисторических времен.

Одна из причин, почему наказание обычно не действует, заключается в том, что оно не совпадает по времени с нежелательным поведением; оно возникает после, а иногда, как в случае, судебного законодательства, много позже. Поэтому у субъекта может не образоваться связь между наказанием и своими прежними действиями; у животных этой связи не образуется никогда, людям тоже это обычно не дается. Если бы каждый раз