Яков Шпренгер и Генрих Крамер

Молот Ведьм (Часть 1)

и отец ордена проповедников (доминиканцев) изображался в виде лающей собаки, несущей в пасти зажженный факел, чтобы он и до сегодняшнего дня прогонял своим лаем еретических волков от стад овец Христа. Из житейского опыта мы знаем, что язык одного умного человека может предотвратить смерть бесчисленного количества людей. С полным правом Соломон в своих притчах (10) говорит: 'В устах разумного находится мудрость'. И далее: 'Уста праведника поучают многих; а глупые умирают от недостатка разума'. Причина этому приведена там же (гл. 16): 'Дело человека подготовить дух, а бог будет управлять языком'. Относительно духовенства (под ним надо понимать клириков и монахов обоего пола) вспомним слова Иоанна Златоуста. В глоссе к евангельскому тексту об изгнании торгашей из храма, он говорит: 'Как все хорошее, так и все дурное идет от пастырства'. А Иероним ('Послание к Непоциану') изрекает: 'Избегай, как чумы, духовного ростовщика, ставшего из бедняка богачом и из неизвестного ставшего известным'. Святой Бернард Клервоский ('Собеседование' 23 на Песню песен), ведя речь о духовных лицах, говорит: 'Если явный еретик восстает, то он выталкивается и погибает. Если дикий враг делает то же, то от него, пожалуй, и добрые станут скрываться. Теперь же (когда на добрых нападают духовные лица) как их изгнать? Как от них спрятаться? Все - друзья и в то же время враги; все - свои люди, но не миролюбцы; все - наши ближние, но каждый ищет своего'. А в другом месте: 'Наши прелаты стали Пилатами, хранители душ стали хранителями своего золота'. Бернард говорит также о настоятелях монахов, налагающих на своих подчиненных тяжелый труд, но не желающих помогать им ни в чем. Григорий Великий (в своем 'Пастыре') утверждает: 'Никто в церкви не вредит так много, как тот, который, имея священный сан, поступает неправильно. Никто не решается бросить ему обвинение. Проступок становится еще больше, если грешника продолжают почитать из уважения перед его саном'. Что касается злости женщин, то в Книге сына Сирахова (гл. 25) говорится: 'Нет ничего хуже злобы женщины. Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злой женой'. В дополнение к этому там же говорится: 'Всякая злость мала по сравнению со злостью женщины'. Поэтому-то Иоанн Златоуст в поучении на евангелие Матфея (гл. 10) увещевает: 'Жениться не подобает. Разве женщина что-либо иное, как враг дружбы, неизбежное наказание, необходимое зло, естественное искушение, вожделенное несчастье, домашняя опасность, приятная поруха, изъян природы, подмалеванный красивой краской? Если отпустить ее является грехом и приходится оставить ее при себе, то по необходимости надо ожидать муку. Ведь отпуская ее, мы начинаем прелюбодеять, а оставляя ее, имеем ежедневные столкновения с нею', А Туллий (в своей 'Реторике', 2) утверждает: 'Мужчины влекутся к позорным деяниям многими страстями, а женщин же ко всем злодеяниям влечет одна страсть: ведь основа всех женских пороков - это жадность'. А Сенека в своих трагедиях произно-сит: 'Женщина или любит, или ненавидит. Третьей возможности у нее нет. Когда женщина плачет - это обман. У женщин два рода слез. Один из них - из-за действительной боли; другой - из-за коварства. Если женщина думает в одиночестве, то она думает о злом'. О хороших же женщинах идет большая, хорошая слава. Они делают мужчин счастливыми и спасают народы, страны и города. Всем известны высокие поступки Юдифи, Деворы и Эсфири. Поэтому апостол в I Послании к коринфянам (гл. 7) и говорит: 'Если женщина имеет мужа, и он хочет с ней жить, то она не должна уйти от него. Неверующий муж освящается верующей женою'. В Книге сына Сирахова (гл. 25) читаем: 'Блажен муж хорошей жены, и число дней его - сугубое'. Много похвального говорит он там на протяжении всей главы о хороших женщинах. А в притчах Соломона о таковых женщинах говорится в последней главе. В Новом Завете их хвалят не менее, упоминая о девственницах и о других святых женщинах, привлекших языческие народы и государства к свету христианской религии. Прочти Викентия 'Зерцало истории' (XXVI, 9), о венгерском государстве и о великой христианке Гилии, а также о франкском государстве и о девственнице Клотильде, обрученной с Хлодвигом. Много чудесного найдешь ты там. Когда женщину хулят, то это происходит главным образом из-за ее ненасытной страсти к плотским наслаждениям. Поэтому в Писании и сказано: 'Я нашел женщину горче смерти, и даже хорошая женщина предалась страсти к плотским наслаждениям'. Мыслители приводят и другие основания тому, почему женщины более чем мужчины склонны