Неизвестен

Зеркало просветления

другое, он и то, и другое. Человек существует, как напряженность между тем и другим: тем, что было, и тем, что может быть. Это причина конфликтов, причина борьбы за самореализацию. Человек — это просто шаг от животного к божественному. Поэтому, что бы человек ни делал, он никогда не бывает удовлетворенным.

Если удовлетворено животное, то не удовлетворено божественное. И наоборот. Какая-то часть всегда недовольна. И все пытаются сделать невозможное — прийти к какому-то компромиссу, на основе которого могли бы существовать прошлое и будущее, низменное и возвышенное, ад и небеса, божественное и животное.

Но тысячелетия показывают, что все эти усилия абсурдны. Единственный выход — учиться свидетельствованию без какого-либо выбора. Не выбирать ни прошлое, ни будущее, а быть настоящим. Не будьте обусловлены прошлым и не создавайте никаких проекций в будущее. Не сражайтесь с самим собой.

Примите себя здесь и сейчас. Оставьте агрессию и ненависть по отношению к себе. В момент свидетельствования оба ваших лика исчезнут. В момент свидетельствования вы не являетесь человеческим существом. Вы просто есть, без ярлыка, без имени, вне всяких категорий. Вы — просто чистое существование.

Даже дышите с любовью

Будьте любящими. Будьте любящими, даже по отношению к вещам. Что бы вы ни делали, в этом должно присутствовать состояние любви. Когда я говорю «быть любящим», я имею в виду изменение качества ваших взаимоотношений; пусть они будут основаны на любви, нужно стать любящим не только по отношению к близким, но и ко всей жизни.

Если вы едите, ешьте с любовью. Пусть пища для вас будет проявлением божественности. Подумайте сами: она дает вам жизнь, энергию, силу. Будьте благодарны, относитесь к ней с любовью. Но обычно люди едят свою пищу насильственно, как будто убивают кого-то, или едят безразлично, без всяких чувств.

Прикасайтесь к своей пище с любовью, благодарностью: это ваша жизнь. Дышите с любовью. Смотрите на мир с любовью.

Признание освобождает

Не спрашивайте, что делать, чтобы избавиться от страданий. Проблема в том, чтобы знать, что вы есть творец всех своих страданий. Вы можете сказать: «Да, я знаю, что являюсь причиной этих страданий», но в глубине души вы уверены, что кто-то другой породил их. Может быть жена, муж, кто-то другой, и такой взгляд приносит утешение, ибо вы не можете ничего сделать.

Но если вы понимаете, что причиной являетесь вы, они прекращаются немедленно. И никогда не появляются вновь. Если они появятся, то это будет означать, что понимание не было глубоким. Всё, что происходит с вами, зависит от вашего выбора. И понимание своей ответственности за всё происходящее делает вас хозяином судьбы.

И если вы по-настоящему понимаете, что являетесь источником своих страданий, то в любой момент вы можете прекратить, если только они не доставляют вам удовольствие, если только вы не мазохист. Но это знание должно быть вашим переживанием, а не чужим знанием.

Тонкие желания порождают тонкие страдания

Замечали ли вы, что человек, живущий обычной жизнью, не очень обеспокоен. Но когда он начинает искать что-то в религии или заниматься какими-нибудь духовными практиками, он становится более беспокойным, чем ранее.

Причина в том, что у него еще более острое желание, еще большее нетерпение. Когда речь шла о мирских целях, то они были такими реальными и объективными, что он мог и подождать их. Они были всегда в пределах досягаемости.

Теперь, в духовной области всё кажется неуловимым, далеким, недосягаемым. Жизнь кажется короткой, а объект желания лежит в бесконечности, отсюда большое нетерпение и сильная обеспокоенность. А как вы можете медитировать при обеспокоенном уме?

Постарайтесь понять проблему. Раньше вы желали денег, власти, независимости, славы, женщин, теперь вы разочаровались в этом. Но желание не ушло, теперь вы желаете совершенства, гармонии, спасения, мистических прозрений.

И тонкие желания порождают тонкие страдания. Не создавайте желания в сфере духовного. Просто отбросьте их, тогда медитацию не нужно будет практиковать. Она начнет случаться с вами, потому что ум без желаний находится в медитации.

Если медитация случается, всё в порядке. Если она не случается, то тоже всё в порядке. В этом нет ничего плохого, потому что нет никаких желаний, нет ожиданий, нет будущего. Когда вы не отличаете медитацию