Рудольф Штайнер

Действие Ангелов в астральном теле человека

мировом механизме, в использовании природных сил силами ума - недуховное мировоззрение не постигло бы всего этого, оно не заметило бы, как оно сбилось с правильного пути... Как спящий, когда он спит, не может видеть, когда к нему приближается разбойник, желающий его ограбить; это ускользает от его внимания, он видит то, что наделано, лишь позже, когда просыпается! Но тогда это было бы очень дурным пробуждением для человека! Иначе он стал бы радоваться инстинктивному расширению своего знания лечебных сил, определенных процессов и определенных субстанций, почувствовал бы такую удовлетворенность в следовании определенным заблуждениям сексуальных инстинктов, что начал бы превозносить это заблуждение как особо высокое развитие сверхчувствительности, свободы от предрассудков, непредвзятости! Отвратительное стало бы красивым, а красивое отвратительным в некотором отношении, и ничего из этого нельзя было бы заметить, так как все это стало бы считаться природной необходимостью. Но это было бы отклонением от того пути, который предначертало себе в человечестве само собственное существо человека! Я верю, дорогие друзья, что получив чувство того, как духовная наука проникает в образ мыслей - можно подняться до серьезного отношения к таким истинам, как приведенные сегодня. И из этого можно почерпнуть то, что, собственно говоря, должно быть почерпнуто из всей духовной науки: признание в этой духовной науке определенного обязательства, определенного жизненного обязательства. Где бы мы ни были, дорогие друзья, что бы мы ни делали в мире, важно, чтобы мы могли питать в себе следующую мысль: наши деяния должны быть просветлены и пропитаны нашим антропософским сознанием. Тогда мы прибавим нечто к тому, чтобы человечество в верном смысле продвинулось вперед в своем развитии. Человек заблуждался бы, если бы думал, что истинная духовная наука, воспринятая серьезно и достойно, могла бы отвлечь его от практической, интенсивной работы в его жизни. Как раз истинная духовная наука пробуждает человека, пробуждает относительно таких вещей, которые я сегодня привел. Дорогие друзья, можно спросить: не вредна ли бодрственная жизнь для сна, собственно говоря? Если мы возьмем такое сравнение, что прозрение в духовный мир относительно обычного бодрствования является дальнейшим пробуждением подобно тому, как обычное пробуждение является пробуждением ото сна, то тогда, чтобы понять это сравнение, мы можем задать вопрос - может ли в таком случае бодрственная жизнь принести когда-либо вред сну? Когда она не будет правильной! Если человек правильно проводит бодрственную жизнь, тогда и сон у него будет здоровым, но если человек проводит жизнь в дремоте или лени, или в удобствах, не работая, тогда и сон у него будет нездоровым. Также обстоит дело и относительно той жизни, которую мы усваиваем через духовную науку как бодрственную жизнь. Заложив в себе посредством духовной науки правильное отношение к духовному миру, мы достигнем того, что: как посредством здоровой бодрственной жизни регулируется сон, так же точно посредством этого правильного отношения к духовному миру будет направлен по верному пути и наш интерес к обычной чувственной жизни. Тот, кто наблюдает жизнь именно в наше время, тот сам должен спать, если он не станет внимательным к разным вещам. Как люди гордились, особенно в последние десятилетия, своей жизненной практикой! В конце концов в последние десятилетия дошло до того, что те, которые больше всех пренебрегают идеальным, духовным, спиритуальным, как раз и заняли повсюду ведущее положение. И о практике этой жизни можно было бы разглагольствовать до тех пор, пока человечество не было ввергнуто в пропасть. Теперь именно некоторые - большинство делает это совершенно инстинктивно - начинают ныть: Должно прийти новое время, должны появиться разные новые идеалы. Но это всего лишь нытье. И если эти вещи наступят инстинктивно, без сознательного вживания в духовную науку, то они скорее послужат разрушению того, что должно быть пережито в бодрственном состоянии, чем какому-либо успешному переходу в развитии. Тот, кто сегодня разглагольствует перед людьми теми же словами, к каким они давно привыкли, иногда находит еще некоторое одобрение. Но люди должны будут приспособиться слышать другие слова, другие выражения, чтобы из хаоса вновь вышел социальный космос (греч. слово в прямом значении упорядоченный строй - перевод). Если в какую-нибудь эпоху люди, которые должны бодрствовать, упустят бодрствовать и не поймут того, что должно было бы произойти в действительности, тогда не