Гезель

Магия: Нападение и Защита

/>

деятельность, нарушаются временные интервалы

осуществления условного и безусловного

двигательно-оборонительного рефлексов,

снижаются ориентировочные реакции, нарушается

периодичность фаз сна. Это состояние

определяется как возникновение охранительного

торможения. На втором этапе осуществляется

мобилизация адаптивного резерва организма:

условнорефлекторная деятельность

оптимизируется, активизируется синтез белков

мозга, нормализуются метаболические процессы. На

третьем этапе вновь преобладают проявления

энергетического дефицита, нарушение метаболизма

и функции нервных элементов появляются

микроструктурные изменения нервной ткани.      

И определенно, для человека, подвергшегося

длительному воздействию стрессового фактора,

предпочтительным является состояние

мобилизации второго этапа. Но каким образом

можно остановиться на этом этапе, какие факторы

мы должны учитывать для снятия невротических

состояний?      

Таковыми являются:      

-- коррекция психотравмирующей эмоции как

основного фактора развития невроза;      

-- изменение критериев оценки на внешние

травмирующие обстоятельства, приводящие к

стрессу, что можно охарактеризовать фразой 'Мы

не можем изменить внешние обстоятельства, но

можем изменить свое отношение к ним'.      

-- выработка системы защитных реакций,

направленных на подавление негативного

эмоционального состояния, порождаемого

психотравмирующим фактором. Используя

определенные методики человек может научиться

самостоятельно снимать эмоциональные

напряжения.      

-- выработка (воспитание) определенного

поведения, направленного на подкрепление

антистрессового механизма.      

-- использование направленной медитации для

повышения психической адаптации.      

-- предотвращение перехода адаптивных реакций в

патологические (ложноадаптивные). При переходе

адаптивных реакций в патологические происходит

активная выработка механизмов психологический

защиты. Но при этом появляются новые черты

характера и формы поведения, которые являются

контрастными по отношению к прежним личностным

чертам или нежелательными для нормального

развития. Происходит нарушение наиболее тонких и

высокоспециализированных функций: отдельных

элементов самосознания (самоконтроль,

самооценка) и социального сознания (нравственная

убежденность, высшие эмоции и др.) Примером

патологии характера, которая проявляется под

воздействием психотравмирующей ситуации, может

служить полный отказ от собственных убеждений,

слепое подчинение мнению авторитетных лиц,

необоснованная жестокость, подмена трезвого

восприятия действительности субъективным

мироощущением, смещенным в сторону фантазий,

волевое подавление воспринимаемой информации,

которая определяется как травмирующая.      

Надо отметить, что для развития эмоционально-стрессовых

состояний определяющим является не сила

стрессового фактора, не реальные ситуации

окружающей среды, а психологическая оценка

сигнала, в которой большое значение имеет

возможность управления ситуацией. Даже боль

может восприниматься как положительное

эмоциональное состояние, даже сильное нервное

напряжение не приводят к развитию стресса, если

завершаются ожидаемым результатом.      

Если же нет возможности управления ситуацией и

отсутствуют способы ее избегания или

преодоления, она воспринимается оценочными

системами головного мозга как негативная и

сопровождается сильным эмоциональным

возбуждением, в результате чего организм

переходит на 'аварийный' уровень

физиологической адаптации.      

Однако не всякое негативное воздействие, даже

при длительном повторении, вызывает

психопатологическое состояние. Стресс возникает

только в том