Уильям Горацио Бейтс

Улучшение зрения (Часть 2)

представления учило глаза чувству смотреть без усилия, смотреть без напряжения. Записи, которые вели учителя, показывают, что улучшилось зрение всех детей. У тех, у кого оно было ниже нормального, зрение улучшилось до нормального. У тех, у кого оно изначально было нормальным, оно стало еще острее.

Родители могут повторить эти упражнения дома. Поскольку дети избегают проверочной таблицы, где им не удается показать хорошего зрения из-за обычного страха, внушаемого школьным врачом, не используйте при тренировке зрения детей отдельные буквы. Вместо этого сделайте таблицу из каких-нибудь слов, подобную таблице на стр. 106. Подберите слова, соответствующие возрасту ребенка. Повесьте свое произведение искусства на стенку, к которой ребенок часто обращается лицом, например, в обеденной комнате. Если же заниматься во время приема пищи проблематично, то повесьте таблицу напротив его кровати или на стене кухни против двери, через которую он обычно входит. Она должна висеть на хорошем освещении. Превратите ее в «легкую игру для зрения». В первый раз позвольте ему выбрать расстояние, с которого он может увидеть слова. Предупредите его, что особо стараться не надо. Помогайте ему в чтении. Пообещайте ему, что «в один прекрасный день он увидит все это без какого-либо труда». После того, как он прочитает 2-3 строки, позвольте ему подойти поближе и прочитать следующую строку. Не обращайте внимания на то, что он запоминает эти строки. Знакомые объекты легко разглядеть, следовательно, вы преподносите ему урок расслабленного рассматривания. Вспоминание помогает зрению. Не думайте, что без принуждения ваш ребенок не захочет смотреть. Глаза стремятся видеть, они жаждут зрения. Если ребенок упирается и не хочет смотреть на таблицу, то причиной этого является скорее напряжение, вызванное принуждением, нежели его плохое зрение. Следите также, чтобы ребенок не применял каких-либо ухищрений, пытаясь увидеть. Просмотрите также главу 3 о миопии. Помогайте ребенку ознакомиться со словами на таблице и хвалите его за каждое новое достижение. Не стоит подозревать его в том, что он не видит таблицу, а всего лишь вспоминает ее. Когда он будет вспоминать ее в момент, когда глаза отдыхают на каком-то слове, он увидит его.

Когда через несколько недель его интерес к таблице угаснет, было бы хорошо вновь стимулировать его внимание, повесив новый набор слов. Предупредите его о нежелательности для глаз избегать какого-либо изменения. Но не делайте таких изменений слишком быстро, так как именно знакомство объектов, которые он рассматривает, является тем, что учит его расслабленному рассматриванию. Когда он не сможет уверенно прочитать какое-нибудь слово, или, как сказал маленький Джо, «слово не будет просто видно каждый раз», покажите ребенку какая удивительная вещь происходит с его зрением, когда он проделает пальминг, «напишет носом» это слово, четко и правильно, и затем с глубоким дыханием снова взглянет на него. И стар, и млад приходит в глубокое волнение от того улучшения в зрении, которое дает этот способ. Подростки из более старших классов могут лечиться, как и взрослые, т.е. самостоятельно, пользуясь этой книгой. Конечно в лечении большую помощь оказал бы квалифицированный инструктор, который поддерживал бы вдохновение занимающихся, используя различные упражнения и подбирая их таким образом, чтобы вызывать интерес у занимающихся, как молодых, так и пожилых.

Другим советом для родителей в наши дни, когда на свете так много людей честолюбивых, было бы не оказывать слишком жесткого давления на школьников после их занятий в школе. Как сказал мне однажды полный слез серьезный ребенок с дальнозоркостью глаз: «В течение недели у меня совершенно нет времени заниматься соляризацией. Время так и несется. Я хожу к доктору на уколы, хожу на уроки танцев, на уроки музыки, хожу в парикмахерскую, к стоматологу-ортодонту, на уроки пения и на тренировки. У меня нет ни минутки, чтобы делать то, что я хочу!» Это весьма грустное заявление ребенка, жертвы постоянного принуждения, который наверняка в недалеком будущем будет страдать неврозом. Я работала и с другим ребенком, мальчиком девяти лет, у которого была миопия и который по 5 часов в день занимался своей виолончелью с четырехлетнего возраста, так же, как это делал в свое время его миопический отец. В некоторых социальных группах нам надо бы начать движение, которое можно назвать «Доброе отношение к детям».

Одной из причин того, что в наши дни так много проблем со зрением, является то, что у нас совершенно не остается времени на развлечения.