Кандыба Виктор Михайлович

Сверхвозможности человека (Часть 1)

было более легковерно, суеверно и подвержено влиянию суггестии, чем сегодня. Однако не следует забывать о том, что человек в окружении толпы становится более примитивным. С точки зрения мыслительных процессов он может даже уподобиться дикарю. Любой, кто хоть раз слышал рев толпы на выступлениях Гитлера или наблюдал реакцию болельщиков во время игры в регби, легко согласится с этим утверждением. Эмоциональный вызов, мгновенно охватывающий толпу, или быстрое распространение абсурдных слухов, обрастающих через несколько минут самыми невероятными подробностями, - это только два примера взаимоусиливающего действия суггестии. Подобные формы суггестии лучше всего могут быть продемонстрированы в момент религиозного экстаза. Неудивительно, что рассказы о коллективных галлюцинациях чаще всего имеют отношение к церкви, статуям святых или их изображениям на картинах. Наиболее часто встречающимся чудом является движение статуи или изображения вплоть до схода с пьедестала или выхода из рамки картины. По мнению Россет в этом нет ничего удивительного для человека, понимающего механизм такого явления, как внимание и его взаимосвязь с процессом засыпания и с рождением видений, ассоциируемых с этим процессом.

Вера в чудеса порождает свидетельства их существования. Те факторы, которые индуцируют появление галлюцинаций у отдельного индивидуума, могут еще более эффективно повлиять на возбужденную и напряженно ждущую толпу, приводя к массовым галлюцинациям. Нет повода говорить о том, что их

содержание у любых двух людей будет совершенно идентичным. Однако предрассудки и разговоры при ожидании чуда, несомненно, приведут к огромному сходству видений, что исключает возможность последующего выявления различий. Воображение каждого отдельного человека вносит свой вклад в

форму и движение видения, поскольку галлюцинаторные ощущения всех типов - продукт деятельности его собственного сознания. Сообщения о некоторых различиях в пережитом опыте затем исчезают в процессе его гармонизации при последующих обсуждениях и воспоминаниях.

В 1919 г. в Испании были зарегистрированы многочисленные случаи массовых галлюцинаций. Некоторые из них были тщательно изучены профессором Энсайнас. Почти все из них были связаны с изображениями святых на картинах, которые двигались и даже выходили к зрителям. Кроме того, на некоторых картинах выступала кровь. Энсайнас и участвующий в работе профессор Яиш пришли к выводу, что в своей

основе галлюцинации были обусловлены фиксацией и углублением внимания. Действительно, после первый сообщений о чуде в церковь хлынули толпы любопытных, которые часами стояли перед картинами, рассматривая их очень внимательно и пристально. Временами кто-то вдруг вскрикивал, указывая на движение глаз на картине или появление капель крови.

История знает также немало примеров появления в небе горящих или сверкающих крестов. Рассказы очевидцев, которые сами не видели в небе чего-либо необычного, свидетельствуют о том, что практически каждый человек вокруг них возбужденно указывал пальцем на что-то. Раздавались возгласы удивления, некоторые присутствующие падали на колени и горячо благодарили за данную возможность увидеть чудо.

Бесспорно, что у многих людей возникают подлинные галлюцинации. Однако не менее бесспорен тот факт, что некоторые из присутствующих просто убеждают себя, что видели чудо. Вместо того чтобы признать отсутствие чего-то необычного, они скорее будут изображать приобщение к таинству, пока у них действительно не сформируется ощущения, что они видели все собственными глазами. Вахерс писал по этому поводу следующее: Эмоция - могущественный враг вещественных доказательств. Она является причиной путаницы между увиденным в действительности и воспоминанием о событии. Определенные детали запоминаются лучше, тогда как другие, а также взаимосвязь между ними размываются и становятся

нечеткими. Память начинает услужливо воспроизводить первые, переставляя акценты и придавая случившемуся ложную окраску. Наша память может подвести нас под влиянием очень сильной эмоции. Присутствие вокруг большого числа людей увеличивает напряжение. Эмоция усиливается теми, кто ее разделяет, возбуждение и сопутствующая ему неразбериха растут, случайно оброненное слово дает толчок воображению. Видишь, как он парит, - говорит кто-то безапелляционным тоном. Другие, кто ничего не видит, просто рисуют нужную картину в своем воображении. Впоследствии их уже невозможно разубедить в том, что на самом деле они не наблюдали ничего сверхъестественного. В ряде случаев коллективные гал-

люцинации