Кандыба Виктор Михайлович

Тайны горного Алтая

указаны и дополнительные признаки: год 'мужского рода', 'железный', 'белый'. Это потому, что перед нами система 60-летнего счисления, включающая в себя как часть 12-летний цикл. Такой календарь, рассчитанный на 60 лет, и поныне не забыт, хотя исторические корни его тянутся далеко за пределы второго тысячелетия до нашей эры. Что же касается идеи обожествления животных, то ее временные пределы установить вообще немыслимо. И невзрачная деревяшка из бийского музея несет на себе ее отблеск. Память резчика Джараха Кюкюлова не удержала и простейших сведений о применении календаря. Но руки его, безошибочно копируя воспроизведенное отцом, дедом, прадедом, помнили вернее и надежнее его, вспоминали мифические долины окаменевшего прошлого - орудуя ножом, вырезая фигурки мыши, тигра, коровы, лошади. Вечная человеческая традиция единства с животным миром... Вот тут, наверное, и набрели мы с Кадиковым на предмет нашего спора (о нем пора вспомнить), такого примерно:

- Значит, благоговейное отношение к животному, можно сказать,в крови у алтайца?

- Конечно. Особенно к лошади. По поверью, конь имеет душу -такую же, как человек.

- И эту душу варварским способом во время жертвоприношения'запускали на небо'? Это ли не садизм?

- Что же вы хотите. Жестокость неотделима от обряда жертвоприношения. И алтайцы-язычники не составляют особого исключения.Авраам по первому знаку Бога готов был принести в жертву сына.

- Не собираюсь обелять Авраама, а с ним и весь Ветхий завет. Ноприсмотримся: никакого специального мучительства в таком акте несодержалось. Здесь фанатизм, вера, доведенная до исступления, до механического повиновения воле всевышнего. А во втором случае?..

- Позвольте... - Кадиков вспыхивает, одушевляясь. - Коня ставили высоко не одни алтайцы. А славяне? Они боготворили его каквысшего духа. Отсюда и 'конек' крыши... ВIX-X веках в Старой Ладоге под каждый угол сруба избы закладывали лошадиный череп, на счастье дому. И череп этот хранит следы насильственной смерти. Сталобыть, обожествляли, но - приканчивали... - Монолог Кадикова исполнен стройной аргументации, логики.

После долгой дискуссии мы все же вырабатываем общую точку зрения на акт жертвоприношения. Соглашаемся в том, что жестокость тут не самоцель, что она - необходимый элемент 'оккультных наук'. Почему необходимый?..

И, точнее, - не 'оккультных наук', а в широком историческом смысле религиозных обрядов. Мученичество и мучение сопровождали религию, когда она забирала силу официальной власти. У ацтеков умерщвление 'достигалось' путем вырезания сердца жертвы, в Индии, еще в XIX веке, вдовы 'отпускались на тот свет' через костер, инквизиция сотворила искусство истязания... К этой истории жертвоприношение алтайцев только примыкает...

Шаману - мастеру ведения мистерии - недоставало 'обычных' средств художественной выразительности для того, чтобы захватить сознание зрителя полностью. Ему нужен был взрыв, потрясающие психику моменты. Одним из них и была жертва. Кто, как не алтайцы, столь часто слышали предсмертный крик коня - страшнее этого плача о жизни, говорят, нет ничего на свете. И еще: 'год лошади' - один из самых счастливых. Лошадь - самый верный друг. И вот этого друга обрекают на муку мученическую, безмолвную и тем более страшную- формализуют ее до условности ритуала. Это действует сильно.

Тот, кто получает право на ритуальное умерщвление души - медленный переход ее в загробный мир, - тот творит иллюзию своего всемогущества; тот, без сомнения, великий человек. Его искусство совершенно, потому что образовано как бы из 'материала самой жизни'; материал перекраивается. Через пытку мертвое отделяется в нем от живого - все ради театрального эффекта, который, собственно, перестает быть чисто театральным. Конкуренцию тут может составить, пожалуй, один только бубен...

- Все это архаика, - говорит Кадиков. - Жертвоприношенийсейчас нет. Ведь нет и шаманов. Во всяком случае, 'официально действующих'.

Мы давно уже оставили позади бурое кирпичное здание музея. Шагаем по неровностям залитой слабым электрическим светом мостовой. Трудно расстаться с таким собеседником... А он продолжает свою мысль.

- Как явление историческое, шаманство уникально, элементы егоеще в эпоху палеолита возникли... Но разве может шаман соревноваться нынче с медициной, с просвещением века? В недавнем прошлом

наши камы целыми партиями отрекались от своей профессии, скопом сдавали бубны. А сделать новый бубен... Кстати, будете в Горно-Алтайске, непременно загляните в тамошний музей. Роскошная коллекция бубнов. Штук тридцать, не