Перевод с английского С. Головой и А. Го

Энциклопедия: Кельтская мифология (Часть 3)

она была замужем за Суалтамом, вождем Ольстера, и некоторые источники говорят о том, что Кухулин был именно его сыном. Другие источники указывают, что она была дочерью или сестрой Конхобара Мак Нессы.

ДЖЕФФРИ МОНМУТСКИЙ

Основным источником текста множества средневековых историй Артуровского цикла послужила 'Historia Regum Britanniae', 'История правителей (королей) Британии', написанная ок. 1100-1105 гг. Джеффри Монмутским, валлийским клириком, бриттом по происхождению (см. также главы 18, 23, 26).

ДЖУДОН

В мифологии кельтов Британии Джудон - жена Горбодука, короля Британии, который считался наследником Брута. Джудон была матерью двоих сыновей, Феррекса и Поррекса. Феррекс был убит своим братом, и Джудон в порыве гнева убила Поррекса. Других детей у Горбодука не было, оба наследника погибли, и с их смертью пресеклась и линия потомков Брута.

'ДИАЛОГИ СТАРЕЙШИН' см. 'АГАЛАМХ-НА-СЕНЬОРАХ'

ДИАН КЕХТ

В мифологии ирландских кельтов Диан Кехт - бог врачевания, часто изображавшийся с огромной пиявкой в руках. Особенно заметна его роль в двух битвах при Маг Туиред (см. главу 7). Его сын Мидах и дочь Эйрмид также была врачевателями, и, когда Мидах показал отцу свой уникальный дар исцеления, Диан Кехт, испугавшись, что это может подорвать его собственную репутацию целителя, поспешил убить сына.

ДИАРМАЙД

В мифологии ирландских кельтов существовало несколько персонажей, носивших имя Диармайд, но наибольшей известностью среди них пользуется Диармайд уа Дуибхне, который приходился сыном Донну и, по легенде, был либо приемным сыном, либо внуком Оэнгуса. На лбу у него красовалось пятнышко, так называемый 'знак любви', полученное им от некой таинственной девы, которая сказала ему на прощание, что любая женщина, стоит ей только увидеть это пятнышко, мгновенно воспылает страстью к нему. По преданию, он был необычайно красив, и Грайне действительно полюбила его, хотя она была предназначена в жены немолодому уже Финну Мак Кумаллу. Диармайд и Грайне бежали, и Финн тотчас снарядил погоню за ними (см. главу 15).

ДИВРНАХ

В мифологии валлийских кельтов - хозяин волшебного котла, являвшегося одним из сокровищ Британии (см. главу 24).

ДИЛАН ЭЙЛ ТОН

В мифологии валлийских кельтов Дилан Эйл Тон - золотоволосый мальчик, первый из двух сыновей Аранрод, которым предстояло родиться после того, как она выдержала испытание на роль служанки Мэта. Во время родов она отправилась в море и плавала в нем как рыба. Прозвище Эйл Тон означает 'Сын Волны'.

ДИЛГНЭЙД

В мифологии ирландских кельтов Дилгнэйд - жена Парталона. По легенде, она сопровождала его во время похода в Ирландию. Дилгнэйд была матерью Рури, который, по одним источникам, бьы сыном от ее мужа, Парталона, а по другим - от Топы, слуги Парталона, к которому Дилгнэйд воспылала страстью.

ДИНАС ЭМРИС

В мифологии ирландских кельтов - место неподалеку от Беддгелерта в Гвинеде, где Ллуд предал земле побежденных им драконов (см. главу 24). В одной из легенд Артуровского цикла расказывается, что Элен, жена Мирддина, впоследствии построила на этом месте крепость (см. главу 21).

ДИННСЕНХУС

Древняя топография, сохраненная в Лейнстерской Книге (XII в.), содержит некоторые сведения о местах, связанных с мифологией ирландских кельтов. Диннсенхус по-ирландски как раз и означает 'топография'.

ДИССУЛЛ

В мифологии валлийских кельтов - великан с бородой, из волосков которой был сделан поводок для псов Мабона (см. главу 24).

ДИФЕД

В мифологии валлийских кельтов - область, правителем которой был Пвилл (см. главу 21).

ДОБХАР

В мифологии ирландских кельтов - король Сицилии, у которого сыны Туиреанна должны были захватить двух волшебных коней (см. главу 8).

ДОВТ

Знаменитый доисторический погребальный курган неподалеку от урочища Дрогхеда в графстве Луг; часть Бруг-на-Бойн (см. главу 11).

ДОМА

В эпоху Железного века наиболее распространенной формой жилища у кельтов равнинной Британии был так называемый круглый дом. Круглые дома возводились обычно вокруг центрального столба, на котором покоился деревянный каркас, опиравшийся на вертикальные опоры, расходящиеся вокруг столба. Стены обычно были низкими и чаще всего делались из одного или нескольких плетней, обмазанных глиной; крыша обычно была тростниковой. Несколько таких круглых домов составляли деревню. Возле домов возводились загоны и навесы для скота, построенные по тому же принципу, что и сами дома. Реконструкции