Мать

«Солнечная тропа»

человек. Поэтому вместо того, чтобы доводить все до конфликта, вместо того, чтобы настаивать на собственных словах или идеях, скажите себе: 'Стоп! Я должен попытаться понять, почему он говорит это мне. Да, действительно, почему он мне говорит все это?' И вы концентрируетесь: 'Почему, почему, почему?' Вы пытаетесь понять. В это время ваш собеседник продолжает говорить, не так ли? Он счастлив, он радуется тому, что вы больше не возражаете! Он взахлеб говорит, он возбужден, он уверен в том, что убедил вас. Вы же все больше концентрируетесь на содержании его речи, все больше чувствуете суть излагаемой им мысли и постепенно, через его слова, входите в состояние его ума. А когда вы вошли в его мысль, вы вдруг начинаете понимать способ его мышления. И вы уже знаете, почему он говорил с вами подобным образом! И после этого, если вы достаточно понятливы, то наверняка придете к пониманию более точному, чем то, что было у вас раньше. Вы соедините два пути вместе и найдете истину, способную примирить вас обоих. Это настоящий прогресс и лучший способ расширения вашего мышления.

Если вы начинаете спор, то сохраняйте при этом спокойствие. Вы должны быть спокойными, ничего не говорить, вам только надо попытаться увидеть проблему так, как видит ее другой человек - это, конечно же, не заставит вас забыть о собственном взгляде на эти вещи, вовсе нет! Но вы сможете соединить ваши подходы и благодаря этому достичь реального прогресса.

ВМЕШИВАТЬСЯ В ДЕЛА ДРУГИХ

Какая позиция лучше - вмешиваться или не вмешиваться в дела других?

Для того, чтобы вмешиваться в чьи-то дела, вы должны быть уверены, что вы правы, что ваше видение безупречно, подлинно и более совершенно, чем видение других людей. Поэтому всегда разумней, всегда мудрее - не вмешиваться. Люди всегда вмешиваются невпопад, без особого смысла, просто потому, что у них выработалась привычка давать советы другим.

Даже когда вы обладаете видением истины, крайне редко вмешательство будет разумным. Оно неизбежно только в том случае, когда человек совершает поступок, ведущий к катастрофе. Но даже тогда вмешательство (улыбается) не всегда может быть действенным.

Конечно, вмешательство оправданно только в том случае, если вы абсолютно уверены в своем видении истины. И не только истины как таковой, но также и возможных последствий вашего вмешательства. Чтобы вмешиваться в чьи-то действия, человек должен быть пророком. Пророком добрым и сострадательным. Мало того, человек должен иметь видение последствий его вмешательств в чью-то судьбу. Люди всегда дают друг другу советы: 'Сделай так-то и так-то. Не делай того-то и того-то'. Люди не имеют даже представления о том, какой беспорядок они создают, как увелчивают и усиливают его своими советами. Беспорядок, путаница, хаос - вот, что является следствием их вмешательства. А иногда они даже наносят вред нормальному, естественному развитию индивидуальности.

Я считаю их мнения и советы исключительно опасными и чаще всего совершенно бесполезными.

Вы не должны вмешиваться в дела других до тех пор, пока не станете бесконечно мудрее их, - хотя человек всегда уверен в том, что он мудрее! Но я имею в виду вашу объективную мудрость, а не мнения и представления о себе. До тех пор, пока вы не поднимитесь над всеми страстями, над всеми желаниями и слепыми реакциями, вам не следует и думать о том, чтобы вмешиваться в дела других людей. Для того, чтобы иметь право вмешиваться в чью-то жизнь, вы должны быть выше. Даже если кто-то просит вас об этом, вам не следует уступать. А если никто не просит, то это, тем более, не ваше дело.

СУДИТЬ О ДРУГИХ

Если у вас нет постоянного видения Божественного во всех вещах, вы не только не имеете права судить о состоянии, в котором находятся другие, но у вас нет и быть не может даже способности к этому. И с легкостью высказывать свое суждение о ком-то, не имея такого видения, - это и есть точный пример той ментальной самонадеянности, о которой всегда говорил Шри Ауробиндо... И так происходит всегда: те люди, у которых есть подлинное видение и сознание, которые способны узреть истину во всех вещах, именно эти люди не испытывают потребности судить о ком-то или о чем-то. Они понимают и знают все. Поэтому раз и навсегда вы должны уяснить себе, что в тот момент, когда вы самонадеянно изрекаете какие-либо суждения о вещах, о людях, об обстоятельствах, о событиях, вы находитесь в состоянии самого полного человеческого неведения.

Короче, можно сказать так: когда вы по-настоящему что-то понимаете, вы больше не