Г. Гурджиев

Встречи с замечательными людьми (Часть 2)

жизненного опыта, не

испытал, не продумал и не прочувствовал то, что испытал, продумал и

прочувствовал я.

Нет, профессор, в тысячу раз легче, как говорится в Евангелии, верблюду пролезть

в игольное ушко, чем передать другому свою веру, свои чувства, свое

мировоззрение.

Прежде я думал так же, как и вы, и даже выбрал стезю миссионера, чтобы

распространять среди других людей веру в Иисуса Христа. Я хотел сделать каждого

встречного таким же счастливым, каким я стал, обретя веру. Но передать свою веру

другому человеку, рассказав о ней, так же невозможно, как накормить человека,

показав ему хлеб.

Человек обретает веру, как я уже говорил, переосмысливая весь свой душевный

опыт, в то время как знание является всего лишь механическим запоминанием слов в

определенной последовательности.

При всем желании невозможно передать другому даже частичку своего внутреннего

мира, своей души, которая формировалась на протяжении всей жизни. Недавно,

наблюдая за другими братьями, я понял, что восприятие информации во многом

зависит от личности человека, сообщающего ее. Чтобы пояснить свои слова, приведу

пример. Должен сказать, что в нашем ордене есть два очень старых монаха, одного

зовут брат Эл, другого брат Сез. Они добровольно взяли на себя обязательство

регулярно объезжать все наши монастыри и читать проповеди, разъясняя сущность

нашего вероучения.

Наше братство состоит из четырех монастырей:

один - тот монастырь, где мы сейчас находимся, второй - в долине Памира, третий

- на Тибете, а четвертый - в Индии. И двое братьев постоянно переезжают из

одного монастыря в другой, проповедуя в каждом.

У нас они бывают раз или два в году. Их приезд считается здесь великим событием.

Все время, что эти братья находятся в нашем монастыре, душа каждого из нас

испытывает неземной восторг и блаженство.

Проповеди обоих праведных старцев, хотя оба и говорят нам об одной и той же

истине, производят на присутствующих, а особенно на меня, неодинаковое

впечатление.

Когда говорит брат Сез, кажется, что это птица поет в райских садах, все слушают

его в полном молчании, обращая, так сказать, глаза в свою душу. Его голос

струится, как прозрачный горный родник, и единственное желание присутствующих -

внимать волшебному голосу брата Сеза.

Проповедь брата Эла производит совсем иное впечатление, потому что он вследствие

своего преклонного возраста говорит очень тихо и неразборчиво. Никто из нас не

знает точно, сколько ему лет и хотя брат Сез тоже очень стар (говорят, ему около

трехсот лет), но он производит впечатление здорового, бодрого человека.

Дряхлость брата Эла бросается в глаза.

Я заметил, что чем сильнее впечатление от проповеди брата Сеза, тем быстрее оно

проходит, не оставляя ничего в душе. Но с братом Элом все обстоит иначе. И хотя

сперва его слова как будто не задевают слушателей, оставляя их почти

равнодушными, но впоследствии они всплывают в памяти и переосмысленные на основе

собственного опыта, остаются в сердце навсегда.

Когда мы с братьями осознали это и задумались над тем, почему эти проповеди

производят такое разное впечатление, то в конце концов пришли к единому мнению,

что проповеди брата Сеза - это продукт его ума, и поэтому они воздействуют

только на ум, проповеди же брата Эла, рождаясь в его душе, воздействуют на душу

слушателя, поэтому и производят более сильное и глубокое впечатление.

Да, уважаемый профессор, знание и понимание - это разные вещи. Нужно стремиться

к пониманию, только оно ведет к Господу.

И чтобы научиться понимать явления природы, соответствующие или противоречащие

ее законам, человек должен сперва сознательно усвоить и осмыслить огромный объем

информации, касающейся объективной истины и реальных событий, которые

происходили на земном шаре в прошлом, и затем пропустить их через себя,

соединить со своим жизненным опытом'.

Я никогда не забуду эти поучительные беседы с отцом Джованни. Многие необычные

вопросы, которые никогда не придут в голову современному человеку, возникали у

нас с профессором Скридловым, и этот необыкновенный человек отец Джованни давал

на них исчерпывающие содержательные ответы. Одно из этих объяснений, которое

последовало в ответ на вопрос, заданный профессором за два дня до того, как мы

покинули монастырь, представляет особую ценность благодаря глубине заключенных в

нем мыслей и, возможно, будет интересным и поучительным для тех наших

современников, которые уже достигли зрелого возраста. Этот вопрос непроизвольно