Тит Нат Хан

Солнце - моё сердце

есть на самом деле только одно из многих и многих понятий, созданных нами.

Физики, которые способны видеть взаимопроникновение и взаимобытие элементарных частиц не выходя за пределы того, что имеет их интеллект, с точки зрения буддизма на освобождение достигают только внешнего фасада. Те, кто изучал буддизм, не занимаясь медитацией, также накапливают знания только как украшение. Мы держим наши судьбы в своих собственных руках. У нас есть способность к практике, пока все-понятия рождения и смерти и бытия и небытия будут искоренены.

Образы, которые я предлагал,— солнце, апельсин, стул,. гусеница, велосипед, электроны и другие—могут быть объектами, ведущими нас к прямому познанию действительности. Медитируйте на солнце, на вашем втором сердце, сердце вашего «внешнего я». Медитируйте на солнце в каждой клетке-вашего тела. Медитируйте, чтобы увидеть солнце в растениях, в каждом питательном блюде из овощей, которые вы едите. Постепенно вы увидите «тело первичной реальности» (Дхар-макайя) и узнаете свою собственную «истинную природу». Рождение и смерть не могут больше касаться вас, и вы достигнете успеха. Живший в XIII веке дзэнский наставник из Вьетнама Туэ Чунг писал:

Рождение и смерть,

Вы сокрушали меня.

Теперь не можете меня коснуться.

Пожалуйста, медитируйте глубоко на этих двух фразах, пока не сможете увидеть его самого в каждой клетке вашего тела.

__________________

* Буквально: Смерть, если кто-то посмотрит в глубины, зовется героем.

Лист дерева может вести нас прямо в не-понятийную реальность

Дзэнская школа Линьцзи * в Китае широко использовала гунъань как средства для пробуждения. Пока медитирующий сохраняет в разуме один субъект, гунъань способствует созданию сильной концентрации. Ниже приведены несколько примеров гунъань, написанных в виде вопросов:

Чем было твое истинное лицо до того, как твои

родители принесли тебя в мир?

Как звучит хлопок одной ладони?

Все возвращается к одному. К чему

приходит одно?

Использование формы вопроса требует нашего внимания. Некоторые гунъань, такие, как приведенные ниже, не являются вопросами, но по-прежнему обладают таким же эффектом:

Собака не имеет природы, пробуждения.

Ничто — священно.

Волосы Дэ-шань белы, волосы Джи-хай темны.

Таким образом, вопросы—это важный элемент в практике медитации, использующей гунъань. Целью такой практики является полное уничтожение понятий и понятийности. Но бывает, что гунъань чересчур долго заключают медитирующего в собственных мыслях и понятиях. Зачастую только после того, как практикующий оказался в тупике и полностью обессилил себя понятийным мышлением, он готов уничтожить понятия и вернуться к самому себе. Мне кажется, что это слабое место в практике гунъань.

В медитации на «взаимобытие» или на «чудесности существования» практикующий может взять некоторые явления объектами медитации, но он должен быть способен поддерживать их в качестве таковых, пока находится в состоянии просветления. Он может выбрать солнце, листву, гусеницу. Такая медитация не так загадочна, как медитация гунъань, нj если человек решил сохранить солнечный свет осознанносnb несколько часов, то он. будет иметь успех. Этот вид медитацш уберегает практикующего от потери большого количества времени, напряжения его разума для поиска решения вопросов которые не могут быть решены с помощью, интеллекта. Солнце лист или гусеница могут унести медитирующего прямо в мир не-понятийной реальности — живой, прямой практики.

_________________

* Основана в Китае Линьцзи Исюанем, затем получила распространение в Японии (секта Риндзай). [Примеч. перев.).

Свободное сознание и свободный объект

Другая важная медитация, называемая «Сознание и Объект Заключают в Себе Друг Друга», имеет целью положить коне всем разделениям между сознанием и объектом. Когда мы смотрим на синее небо, белые облака, на море, мы склонны видеть. их как три раздельных явления. Но если мы посмотрим внимательнее, то сможем увидеть, что эти три явления имеют одинаковую природу и не могут существовать независимо друг от друга. Если вы говорите: «Я испугался змеи, едва натолкнувшись на нее»,— вы относитесь к змее как к физическому явлению и боитесь ее физиологически. Медитация «Сознание и Объект Заключают в Себе Друг Друга» означает преодоление такого вида разделения.

Лейбниц, немецкий математик, предположил, что не только-цвет, свет и температура, но также форма, содержание и движение всего во вселенной, может быть, есть не что иное, как качества, которые наш разум проектирует на реальность.