artem

Трансперсональная психология

Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д. Чью, Ф. Капра и др. В отечественной литературе отдельные аспекты исследуемой темы рассматривались в работах В.В. Налимова, П.С. Гуревича, В.В. Майкова, В.В. Козлова, Е.А. Файдыша» (В. Козлов, В. Майков, 2000 г. стр. 5, 12, 13) Трансперсональная психология включает в себя переживания и состояния, выходящие за пределы ego, привычного отождествления с Я. В противовес бытующему термину – изменённые состояния сознания (ИСС), которые сравнивают с нормальными (и как только к нормальным можно отнести раздражение, гнев, страх и т. п.?) – Гроф предлагает использовать термин «расширенные состояния сознания», т. е. включающие в себя более широкий спектр объектов бытия и типов познания (например, отождествление). Мне кажется более правильным использовать термин «нормальное состояние сознания» (как нормально для человека зрение), которого мы лишены («... по земле не виденьем ходим, но верою»), в сравнении с «ссуженными, обыденными состояниями сознания», которые ограничивают спектр потока информации и осознания её. Т. е. слепотой души, и, в связи с этим, «суженное» са стремительного преображения психики. Те, кто зачисляется психиатрией в невротики и психотики – это нередко люди, которые спонтанно встретились с мощным духовным опытом и не сумели справиться с ним. (В. Козлов, В. Майков, 2000 г., с. 114) К собственно трансперсональным переживаниям С. Гроф относит: I. Основанное на опыте расширение сознания в рамках «объективной действительности». А. Временное расширение сознания. Эмбриональные и плодные переживания. Родовые (наследственные) переживания. Коллективные и расовые переживания. Филогенетические (эволюционные) переживания. Постинкарнационные переживания. Предвидение, ясновидение, яснослышание и путешествия во времени. Б. Пространственное расширение сознания. Трансценденция эго в межперсональных отношениях и переживания двойственности целого. Идентификация с другими людьми. Групповая идентификация и групповое сознание. Идентификация с животными. Идентификация с растениями. Слияние со всей жизнью и со всем творением. Сознание неорганической материи. Планетарное сознание. Внепланетарпое (экстрапланетарное) сознание. Внетелесные переживания. Ясновидение, яснослышание, путешествия в пространстве и телепатия. В. Пространственное сужение сознания. Сознание на уровне отдельного органа, ткани и клетки. II. Основанное на опыте расширение сознания, выходящего за рамки «объективной действительности». Спиритические и медиумические переживания. Переживания встречи со сверхчеловеческими духовными сущностями. Переживания других миров и встреча с их обитателями. Архетипические переживания и сложные мифологические ряды (ход событий). Переживания встречи с различными божественными сущностями. Интуитивное понимание универсальных символов. Активизация чакр и подъём змеевидной энергии (Кундалини). Сознание универсального Mind. Сверхкосмическая и мета космическая пустота». (С. Гроф «Опыт исследования ЛСД-терапии», цитируется по «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000). Здесь уместно привести взгляд Ричарда Альперта (Рам Дасса) – в прошлом профессора кафедры психологии Гарвардского университета: «Уровень психотерапии зависит от уровня психотерапевта. Если вам посчастливится, и вашим психотерапевтом будет Будда, вы в процессе взаимодействия сможете получить просветление. Это не шутка. Действительно, если стоять в стороне от всякой мелодрамы, вы и ваш психотерапевт будете свободны от влипания в разнообразные роли. Если психотерапевт будет привязан к какой-нибудь роли, – все, что он может дать вам – это заменить одну роль, в которую вы влипли, на другую. Поэтому пациенты, которых лечат по методу Фрейда, к концу становятся фрейдизированы, а те, которых лечат по методу Юнга, – юнгизированы. Целая армия терапевтов имеет модель того, что они делают, и как все должно происходить. Всё, поступающее от пациента, проходит через этот фильтр и выходит в форме ответа, согласованного с моделью. На протяжении восьми лет, помимо всего остального, я работал психотерапевтом в Службе Здоровья в Гарварде и Стенфорде. У меня было восемь пациентов, с которыми я работал ежедневно по методике Фрейда. После того, как я начал принимать психоделики, мне стало ясно, что модель, которую я использовал, как раз и не давала произойти реальному изменению в моем пациенте. Я считал себя врачом – это была единственная роль, доступная мне, и, как врач, я нуждался в пациенте. Роли были распределены: один из нас должен был быть врачом, другой – пациентом. У меня,