Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

в таинство подобия и сходства, лежащее в основе проявления космоса, поскольку он сам становится теперь микрокосмом. И "пробуждая", он должен осознать те силы, которые на разных уровнях периодически порождают и разрушают миры. Не только ради сокрытия Великой Тайны от непосвященных он должен понимать бодхичитту и как "мысль пробуждения", и как semen virile одновременно. Посредством самого языка (т.е. путем создания новой, парадоксальной речи взамен обычного языка) йог должен выйти на уровень, где семя может быть превращено в мысль и наоборот.

Такой процесс уничтожения и новоизобретения языка можно наблюдать у тантрических поэтов, особенно у буддистских сидцха-чарья – авторов "зашифрованных" песен, чарья. В стихотворении Куккурипады читаем: "Когда доят пару (сосков) [или когда доят черепаху], в горшке ее не удержать; финик с дерева съеден крокодилом. Фасад рядом с домом... Серьга... украдена в полночь. Свекр крепко спит, невестка проснулась – вор украл серьгу, где теперь ее найти? Даже днем невестка кричит от страха перед вороной – куда она улетела ночью? Такую чарью поет Куккурипада, и она проникнет в сердце лишь одному из многих".

Согласно комментариям, значение этой песни, по-видимому, таково: пара – это две "жилы", ида и питала; выдаиваемая жидкость – бодхичитта (слово, которое, может быть истолковано по-разному), а "горшок" (пита = питха) – манипура (чакра в области пупка). "Дерево" (рукха = врикша) означает тело, "финик" – semen virile в форме бодхичитты, а крокодил, его "съедающий", – йогическую остановку дыхания (кумбхака). "Дом" есть вместилище блаженства, "серьга" означает оскверняющее начало, "вор" символизирует сахаджананду (блаженство сахаджи, о котором мы поговорим позже), "полночь" есть состояние полной погруженности в высшее счастье. "Свекор" (швашура) – это дыхание, "день" означает активное состояние (правритти) разума, а "ночь" – состояние покоя (нивритти), и так далее142.

Мы оказываемся в мире аналогий, гомологии и двойных значений. В этом "интенциональном языке" всякий эротический феномен может означать хатха-йогическое упражнение или стадию медитации, точно так же, как любому символу, любому "состоянию святости" может быть придано эротическое значение. Мы пришли к тому результату, что к прочтению тантрического текста можно подходить со многими ключами: литургическим, йогическим, тантрическим и т.д. Комментарии обращают особое внимание на два последних. Читать текст с помощью "йогического ключа" – значит извлекать из него сведения о различных стадиях