Дмитрий Гаврилов

Мифологический образ темного бога в языческой трад

Рудра, Шива

Ангхро-Майнью, Ариман

Аид, Плутон, Дит, Орк

Гермес Хтоний и Трофоний. Гермес и Локи

Ний, Чернобог

Велес

Геката, Макошь, Яга

Прежде нами были подробно рассмотрены архетипы Черного и Белого богов, которые cостоят в бинарной оппозиции. Идея их противостояния пронизывает всё традиционное мировоззрение [1].

Мы отметили, что такая оппозиция нашла отражение в противопоставлении типологических образов: Тьма – Свет, черное – белое, левое – правое, женское – мужское, низ – верх, плохое – хорошее и т.д. При этом отмечалось, что этический оттенок эти пары приобретают в период перехода социума от мифологического типа мышления к религиозному. В мифологическом мышлении язычника мир един. И хотя свет и тьма – различны, в особенности на физиологическом уровне, они составляют для язычника единое целое.

Идея “единства и борьбы противоположностей” пронизывает всё мифологическое мировоззрение, вплоть до возникновения мировых религий, отрицающих единство света и тьмы.

В ряде работ были выявлены основные свойства архетипа белого (“светлого”) бога и архетипа черного (“темного”) бога [2]:

Белый бог, как и Черный бог, – это прабоги, боги старшего поколения. При этом изначально они могут являться ипостасями Единого или Великой Матери, несущих и рождение, и смерть. Позднее такие прабоги часто отходят на второй план, сменяясь поколениями других, младших богов, отражающих появление новых социальных отношений и зарождение классового общества.

Белый и Черный боги – это соперники, первый обладает атрибутами белизны или Света, а второй – хтонический, “темный” персонаж. Кроме черноты под землей ему подчинена чернота на земле и чернота на небе.

Черный бог связан со смертью и миром мертвых, ему подчиняются менее значимые “темные” персонажи. Белый бог, напротив, противостоит миру мертвых и смерти.

Мир Черного бога символизируют животные – ворон, волк или пес, и змей (выезжающий из/из-за воды) – как ипостаси Черного бога или проявления, подвластные Ему. Белый бог зооморфически связан с благородными птицами, крупным скотом (бык или корова, тур, олень) и противостоит змею.

Иногда Белый бог обладает подчеркнуто светлым (зорким) взглядом, а Черный бог частично или полностью 'слеп' в Свете Белом. Таков элемент символизма власти богов в явьем (явном) и навьем (не явном) мирах.

Белый бог, как и Черный бог, связаны с зарождением новой жизни и судьбой.

Блага в мире от Белого бога: Белый бог – просветитель, он добывает и дарит людям и иным богам знания; Белый бог активно преобразует мир. “Вред” в мире от Чернобога, он препятствует изменению мира Белым богом или работает, как подстрекатель своего светлого противника.

Иногда Белый бог ассоциируется с молодостью (а Черный бог – со старостью), и тогда их встреча – это испытание Белого Черным, а Света – Тьмой. В этом соперничестве с Черным богом Белый бог обретает целостность и снимает собственную ущербность, обретая Силу.

Белый бог участвует в творении Мира, либо препятствует порче мира. Чернобог в не меньшей степени задействован при создании Мира, либо портит только что созданный мир.

При соприкосновении Белого и Черного богов появляется время и движение. Царство любого из них – смерть и стагнация. Поэтому, поединок между ними необходим, как условие развития мира, поэтому, в конечном счёте, ни один из них не может окончательно победить.

В данной статье мы рассмотрим ряд образов темных богов, которые по нашему мнению можно разделить на два основных типа. Первый тип — образ разрушителя или трикстера, приводящего старый мир и отношения в нем к краху. Второй тип — образ бога магии, повелителя Дикой природы и охоты, властителя Иного мира или проводника в мир Иной и стража его. Зачастую образы смыкаются, но в любом случае тесно переплетены.

Рудра, Шива

'На печатях, найденных при раскопках городов долины Инда (3-2 тысячелетия до н.э.) имеется изображение трехликого и рогатого божества, окруженного зверями, в котором можно усмотреть прототип будущего Шивы в его функции “хозяина животных” [3] и “скотьего бога” [4].

Обратившись к мифопоэтическому миру древних cоздателей и хранителей Вед, мы обратим внимание на ряд эпитетов Шивы-Рудры, и прежде всего на то, что он как раз Пашупати и “хозяин скота” [5], “пастырь” [6].

Имя скотьего бога у славян хорошо известно — это Велес, однако, вовсе не в ипостаси мирного пастуха, а хозяина Дикого мира, лесного сторожа — медведя.

Шива – Копаламалин – тот, кто с гирляндой черепов (и змей), Яростный (Угра), требующий человеческих жертвоприношений