Е. П. Блаватская

Есть ли душа у животных?

Фомой Аквинским, чтобы понять, что то же

самое присуще животному.

Но, отдавая должное истинной христианской философии, мы

можем показать, что первоначально христианство никогда не поклонялось таким

ужасным доктринам, которые явились причиной отпадения столь многих лучших

и высокоинтеллектуальных людей от учения Христа и его учеников.

III

О, философия, ты — путеводитель жизни,

ты — открыватель добродетели!

— Цицерон

Философия — это скромная профессия, это истинность

и прямота; я терпеть не могу важности и претенциозности,

в основе которых нет ничего, кроме спеси.

— Плиний

Удел человека — и самого грубого, звероподобного, и в высшей степени

святого — это быть бессмертным, согласно теологическому учению; а какова же

судьба бесчисленных представителей животного царства? Различные

католические писатели (кардинал Вентура, граф де Местр, и многие другие)

говорят нам, что «душа животного — это Сила».

Хорошо установлено, — говорит их «эхо» де Мирвиль, — что душа

животного создана землей, ибо так учит Библия. Всякая живая

движущаяся душа («нефеш», или жизненный принцип) происходит из земли; но,

пусть я буду правильно понят, не только из праха, из которого сделаны тела

животных, так же как и наши, но и из силы, или потенции земли, то есть из ее

нематериальной силы, какими являются и все другие силы — а именно силы

океана, воздуха и т. д., представляющие собой те Элементарные

Принципы (princippautes elementaires, о которых мы говорили в другом

месте.17

Под этим термином маркиз де Мирвиль понимает то, что каждый «элемент»

природы — это область, заполненная и руководимая своими невидимыми духами.

Западные каббалисты и розенкрейцеры называли их сильфами, ундинами,

саламандрами и гномами; а христианские мистики, такие, как де Мирвиль, дают

им еврейские имена и распределяют их среди различных видов демонов под

руководством Сатаны — конечно, с разрешения Бога.

Он, также, восстает против решения св. Фомы, согласно которому душа

животного разрушается вместе с телом. Он говорит: «Нас призывают уничтожить

некую силу, наиболее существенную силу на земле, называемую

животной душой», которая, согласно преподобному отцу Вентуре,

является «наиболее достойной уважения душой после души

человека».18

Он только что назвал ее нематериальной силой, и теперь он же называет ее

«наиболее существенной вещью на земле».19

Но что такое эта «сила»? Жорж Кювье и академик Флоуренс раскрывают

нам ее секрет.

Форма, или сила тел, (отметим, что форма в этом случае

означает душу), — пишет Кювье, — гораздо более существенны для них, чем

материя, поскольку последняя постоянно меняется (не разрушаясь по существу),

тогда как форма сохраняется вечно.

Флоуренс добавляет к этому:

Во всем, что имеет жизнь, форма является более устойчивой,

чем материя; ибо то, что образует Сущность живого тела, его идентичность и его

сходство с самим собой, — это его форма.20

Как замечает в свою очередь де Мирвиль, поскольку форма является

«основным принципом, философским основанием нашего

бессмертия»,21 то отсюда следует, что под этим вводящим в

заблуждение термином понимается душа человека или животного. Я предполагаю,

что скорее это то, что мы называем Единством Жизни.

Как бы там ни было, как мирская, так и религиозная философия

подтверждает утверждение о том, что души человека и животного идентичны.

Лейбниц, философ, которого любил Боссюэ, по-видимому в некоторой степени

верил в «воскрешение животных». Поскольку смерть для него — это «просто

временное сворачивание личности», он сравнивает ее с сохранением

идей во сне или с бабочкой, содержащейся в гусенице. «Для него», — говорит де

Мирвиль, — «воскрешение22 — это общий закон природы, но если

оно совершается чудотворцем, то сразу становится большим чудом из-за своей

преждевременности, окружающих обстоятельств и способов, которыми он

действует». В этом отношении Лейбниц является истинным оккультистом, хотя и

не подозревает этого. Рост и распускание цветка или растения за пять минут

вместо нескольких дней или недель, усиленное развитие растения, животного или

человека, — эти факты содержатся в записях оккультистов. Они только по

видимости являются чудесами; естественные силы ускорили и во много раз

усилили эти процессы при помощи особых условий и под воздействием

оккультных законов, понятных для посвященного. Ненормально быстрый рост

осуществляется силами природы, слепыми или обладающими