Ле - Цзы

Небесная Доля

вся семья; безумия одной семьи недостаточно для того,

чтобы изменилась вся деревня; бе­зумия одной деревни недостаточно для того,

чтобы измени­лось все царство; безумия одного царства недостаточно для того,

чтобы изменился весь мир. Но если целый мир обезу­мел, то как может безумие

изменить его? Если бы все в мире были такие, как твой сын, то безумным

считали бы не его, а тебя. Кто властен

судить о радостях и печалях, звуках и цветах, запахах и вкусах, правде и неправде?

Я даже не уверен, что мои слова не безумны, а уж речи благородных мужей из Лу

— самые безумные в мире. Луч­ше тебе вернуться домой, чем тратить понапрасну

деньги на лечение!

Однажды

жил человек, который родился в Янь, а вы­рос в Чу [29]. На старости лет решил он вернуться

на родину.

Когда он проходил

через царство Цзинь, его спутник решил подшутить над ним и, показав на стену

цзиньской столицы, сказал: “Вот столица Янь”. Тут янец принял торжественный

вид.

Вошли

они в город, и спутник яньца, указав на алтарь Земли, сказал: “Вот алтарь твоей

общины”. И янец раст­роганно вздохнул.

Потом

спутник указал на какой-то дом и сказал: “Вот дом твоего отца”. И у яньца из

глаз брызнули слезы. А потом ему показали могилу и сказали: “Вот могила твоих

родителей”. И тут янец разрыдался.

Попутчик

его не смог удержаться от смеха и сказал ему:

Я просто дурачил тебя. Ведь мы — в столице Цзинь.

Янец

чуть не сгорел от стыда. А когда он и в самом деле пришел в столицу Янь, увидел

алтарь своей общины, отчий дом и могилы предков, то уже не был так взволнован.

Глава IV

КОНФУЦИЙ

[30]

Конфуций жил

в праздности [31]. Цзы-Гун вошел к нему, чтобы прислуживать.

Конфуций выглядел озабоченным. Цзы-Гун не посмел задать ему вопрос, вышел и

сообщил о том, что видел, Янь Юаню.

Тут

Янь Юань запел, подыгрывая себе на лютне. Кон­фуций услышал его пение и, как

и надеялся Янь Юань, пригласил к себе.

Чему ты радуешься в такое время? — спросил Конфуций.

А почему учитель так озабочен?

Прежде скажи мне о себе.

Учитель, я слышал, как вы говорили: “Радуйтесь Небу, знайте свою судьбу, и вы

не будете ведать печали”. Вот я и радуюсь.

Конфуций

изменился в лице, помолчал и сказал:

Я говорил так? Ты плохо понял меня. Я сказал это только по случаю. А теперь

я поправлю себя. Ты слышал только, что не ведает печали тот, кто радуется Небу

и знает судьбу, но еще не слышал о том, сколь велика печаль того, кто радуется

Небу и знает судьбу. Я расскажу тебе об этом без утайки.

Совершенствоваться

самому, не думая о том, просла­вишь ли ты себя своим подвигом или нет, и сознавая,

что прошлое и будущее не зависят от твоих усилий, — вот что значит “не ведать

печали, радуясь Небу и зная судьбу”. Но прежде, когда я приводил в порядок “Песни”

и “Пре­дания”, я хотел снова водворить благоденствие в Подне­бесном мире и оставить

его в наследство будущим поколе­ниям. Я делал это не для того, чтобы совершенствовать

себя или помочь только своему родному царству Лу. Од­нако же сановники Лу с каждым днем отбирали

все больше власти у государя, нравы неуклонно портились, добрые чувства в людях

все более ослабевали. Если мой Путь не проходит даже в одном царстве и при моей

жизни, то что же говорить о всем мире и о грядущих временах? Так я впервые понял,

что “Песни” и “Предания”, ритуалы и музыка не помогают водворить благой порядок,

однако не знал, чем можно их заменить. Вот о чем должен печалиться человек,

который радуется Небу и знает судьбу.

И

все же я понял, где истина. Эти “радость” и “зна­ние” — не те радость и знание,

о которых говорили древ­ние. Радоваться без повода и знать без умысла — вот

под­линная радость и подлинное знание. И тогда не будет ни­чего, что бы тебя

не радовало, чего бы ты не знал, чего бы не свершил.

К чему отбрасывать “Песни” и “Предания”, ритуалы и музыку? Зачем искать что-то

им на замену?

Янь

Юань повернулся лицом к северу, поклонился и сказал:

Я тоже это постиг.

Он

вышел и рассказал Цзы-Гуну, и Цзы-Гун был очень изумлен.

Он

вернулся к себе домой и семь дней подряд размыш­лял так усердно, что не мог

ни спать, ни есть, и кости стали выпирать у него из кожи. Янь Юань еще раз пришел

к нему с разъяснениями. Тогда Цзы-Гун вернулся к Конфуцию и до конца своей жизни

не переставал играть на лютне и декламировать книги.

Вельможа из

царства