смыслов,
каждый из которых соответствует состоянию читателя или
слушателя.
Этот рассказ, как и многие другие суфийские истории
подобного рода, подчеркивает изречение Мухаммеда: 'Говори с
каждым в соответствии со степенью его понимания'.
Ибрахим аль-Каззаз формулировал суфийский метод в таких
словах: 'Демонстрируй неизвестное в терминах того, что
называется 'известным' и в данной аудитории'.
Настоящий вариант рассказа взят из манускрипта,
называемого Ну-наме (книга Ну) из коллекции Наваба из
Сурдханы, которая датируется 1596 годом.
СКАЗАНИЕ ОБ ОГНЕ
Однажды давным-давно, один человек, сосредоточенно и
упорно размышляя над тайнами природы, раскрыл секрет добывания
огня.
Этого человека звали Нур. Нур решил поделиться с людьми
своим открытием и для этого стал путешествовать от общины к
общине.
Он передал свой секрет многим группам людей. Некоторые
воспользовались этим знанием. Другие, не дав себе труда
ondsl`r|, каким полезным оно могло бы оказаться для них,
поняли только то, что Нур опасен для них и прогнали его. В
конце концов люди какого-то племени, перед которыми он
продемонстрировал свое искусство, пришли в дикую панику и
убили его, видя в нем исчадие ада.
Прошли века. В одной общине, в которой Нур некогда обучал
людей добыванию огня, это знание сохранилось только у особых
жрецов, пользующихся властью, богатством и теплом, в то время
как остальные люди замерзали от холода. Другая община начисто
забыла искусство Нура и стала поклоняться орудиям добывания
огня. Люди третьей общины поклонялись образу самого Нура, т.к.
именно он был их учителем. В четвертой общине сохранилась
история открытия огня в легендах и преданиях - одни верили в
них, другие нет. Пятая община действительно использовала
огонь, и это позволяло им находиться в тепле, готовить пищу и
производить разные полезные предметы.
И вот спустя много-много лет один мудрец с небольшой
группой учеников путешествовал по землям этих племен. Ученики
пришли в изумление при виде такого множества различных
ритуалов, с которыми они здесь столкнулись.
- Но ведь все эти действия относятся всего лишь к
добыванию огня и ни к чему больше, - сказали они учителю. -
Наш долг открыть этим людям правду.
- Что ж, я согласен, - ответил учитель. - Мы повторим наше
путешествие, и, благодаря этой новой цели, те из вас, кто
уцелеет к его концу, узнают, каковы реальные проблемы и как их
решать.
Итак, мудрец и его ученики достигли первого племени, где
им оказали радушный прием. Жрецы пригласили путешественников
на церемонию 'сотворения огня'.
Когда церемония окончилась, и толпа возбужденно переживала
увиденное 'чудо', мастер обратился к ученикам:
- Не желает ли кто-нибудь из вас открыть этим людям
правду?
Первый ученик сказал: 'Во имя истины я считаю себя
обязанным поговорить с этими людьми'.
- Если ты собираешься сделать это на свой собственный
страх и риск, то начинай, - ответил учитель.
Ученик вышел вперед, стал перед вождем племени и
окружавшими его жрецами и сказал:
- Я могу совершить чудо, которое вы относите к особому
проявлению божества. Если я сделаю это, признаете ли вы, что
уже много веков находитесь в заблуждении?
- Хватайте его! - закричали жрецы.
Этого человека схватили и увели, и никто никогда его
больше не видел. Путешественники тронулись в путь и через
некоторое время подошли к
территории второй общины, где поклонялись орудиям извлечения
огня. Еще один ученик вызвался образумить этих людей.
С позволения мастера он сказал: 'Я хочу поговорить с вами,
как с разумными людьми. Вы поклоняетесь даже не самой вещи, а
всего лишь средствам, с помощью которых она может быть
произведена. Таким образом, вы лишены возможности использовать
эту вещь. Я знаю реальность, лежащую в основе вашего обряда'.
Эта община состояла из людей более разумных. Но они
сказали ученику:
- Так как ты наш гость, мы почтили тебя гостеприимством.
Однако, будучи пришельцем, незнакомым с нашей историей и
обычаем, ты не можешь понять того, что мы делаем. Ты
заблуждаешься; возможно, ты даже пытаешься лишить нас нашей
религии или изменить ее. Поэтому мы не хотим тебя слушать.
Путешественники двинулись дальше. Достигнув земель третьей
общины,