Идрис Шах

Сказки Дервишей

смыслов,

каждый из которых соответствует состоянию читателя или

слушателя.

Этот рассказ, как и многие другие суфийские истории

подобного рода, подчеркивает изречение Мухаммеда: 'Говори с

каждым в соответствии со степенью его понимания'.

Ибрахим аль-Каззаз формулировал суфийский метод в таких

словах: 'Демонстрируй неизвестное в терминах того, что

называется 'известным' и в данной аудитории'.

Настоящий вариант рассказа взят из манускрипта,

называемого Ну-наме (книга Ну) из коллекции Наваба из

Сурдханы, которая датируется 1596 годом.

СКАЗАНИЕ ОБ ОГНЕ

Однажды давным-давно, один человек, сосредоточенно и

упорно размышляя над тайнами природы, раскрыл секрет добывания

огня.

Этого человека звали Нур. Нур решил поделиться с людьми

своим открытием и для этого стал путешествовать от общины к

общине.

Он передал свой секрет многим группам людей. Некоторые

воспользовались этим знанием. Другие, не дав себе труда

ondsl`r|, каким полезным оно могло бы оказаться для них,

поняли только то, что Нур опасен для них и прогнали его. В

конце концов люди какого-то племени, перед которыми он

продемонстрировал свое искусство, пришли в дикую панику и

убили его, видя в нем исчадие ада.

Прошли века. В одной общине, в которой Нур некогда обучал

людей добыванию огня, это знание сохранилось только у особых

жрецов, пользующихся властью, богатством и теплом, в то время

как остальные люди замерзали от холода. Другая община начисто

забыла искусство Нура и стала поклоняться орудиям добывания

огня. Люди третьей общины поклонялись образу самого Нура, т.к.

именно он был их учителем. В четвертой общине сохранилась

история открытия огня в легендах и преданиях - одни верили в

них, другие нет. Пятая община действительно использовала

огонь, и это позволяло им находиться в тепле, готовить пищу и

производить разные полезные предметы.

И вот спустя много-много лет один мудрец с небольшой

группой учеников путешествовал по землям этих племен. Ученики

пришли в изумление при виде такого множества различных

ритуалов, с которыми они здесь столкнулись.

- Но ведь все эти действия относятся всего лишь к

добыванию огня и ни к чему больше, - сказали они учителю. -

Наш долг открыть этим людям правду.

- Что ж, я согласен, - ответил учитель. - Мы повторим наше

путешествие, и, благодаря этой новой цели, те из вас, кто

уцелеет к его концу, узнают, каковы реальные проблемы и как их

решать.

Итак, мудрец и его ученики достигли первого племени, где

им оказали радушный прием. Жрецы пригласили путешественников

на церемонию 'сотворения огня'.

Когда церемония окончилась, и толпа возбужденно переживала

увиденное 'чудо', мастер обратился к ученикам:

- Не желает ли кто-нибудь из вас открыть этим людям

правду?

Первый ученик сказал: 'Во имя истины я считаю себя

обязанным поговорить с этими людьми'.

- Если ты собираешься сделать это на свой собственный

страх и риск, то начинай, - ответил учитель.

Ученик вышел вперед, стал перед вождем племени и

окружавшими его жрецами и сказал:

- Я могу совершить чудо, которое вы относите к особому

проявлению божества. Если я сделаю это, признаете ли вы, что

уже много веков находитесь в заблуждении?

- Хватайте его! - закричали жрецы.

Этого человека схватили и увели, и никто никогда его

больше не видел. Путешественники тронулись в путь и через

некоторое время подошли к

территории второй общины, где поклонялись орудиям извлечения

огня. Еще один ученик вызвался образумить этих людей.

С позволения мастера он сказал: 'Я хочу поговорить с вами,

как с разумными людьми. Вы поклоняетесь даже не самой вещи, а

всего лишь средствам, с помощью которых она может быть

произведена. Таким образом, вы лишены возможности использовать

эту вещь. Я знаю реальность, лежащую в основе вашего обряда'.

Эта община состояла из людей более разумных. Но они

сказали ученику:

- Так как ты наш гость, мы почтили тебя гостеприимством.

Однако, будучи пришельцем, незнакомым с нашей историей и

обычаем, ты не можешь понять того, что мы делаем. Ты

заблуждаешься; возможно, ты даже пытаешься лишить нас нашей

религии или изменить ее. Поэтому мы не хотим тебя слушать.

Путешественники двинулись дальше. Достигнув земель третьей

общины,