Неизвестен

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока 2

что не имело бы отношения ко вселенской симпатии.

Книга 'О значении и могуществе двенадцати домов*48 восходит ко II веку до н.э., судя по тому, что ее цитируют ученик Гиппарха Серапион Александрийский, Антиох Афинский (1 век до н.э.), Фразиль во времена Тиберия, Веттий Валенс во II веке н.э., Павел Александрийский и Фирмикус Матернус (III, 2-13) в IV веке, Реториус*49 в VI веке.

От герметической книги 'Панаретос', трактующей о семи 'судьбах' (франц. 'sorts', возможно, жребии, которые обычно обозначаются 'parts') в манускриптах остался только фрагмент, сделанный Павлом Александрийским*50. Медицинская 'Таблица' известна в двух вариантах: 'Органон'*51 и 'Канонион'*52. От гелиактического восхода Звезды Пса (Сириус) двадцать пятого Эпифи (19 июля) отсчитывалось количество дней до того дня, когда больной лег в постель, затем делилось на 36 (несомненно, число деканов), по остатку из таблицы читали предстоящую судьбу.

АЛХИМИЯ ГЕРМЕСА ТРИСМЕГИСТА*

А) ГЛАВЫ ГЕРМЕСА, ЗОСИМЫ, АФРИКАНА

1) CAAG, 115.10.

'Если ты не сделаешь тело бестелесным и не сделаешь бестелесное телом, то ожидаемого результата не будет.'

2) CAAG, 272.4.

'По своей природе хризоколла принадлежит к вещам простого рода, согласно божественному Гесиоду... это золотой хор (хрисеон хорон), согласно Гермесу Трисмегисту.'

3) CAAG, 275.15.

'Степень жара первого огня показывает различное качество жидкостей, особенно если они происходят из одного и того же материала, желтого или белого. Ибо Гермес сказал: 'Великий бог (хризоколл) действует с самого начала (эн протоне)', bleqrn того чтобы сказать: 'Великого жара огня, с первого уменьшения во ртуть, достаточно в его могуществе для того, чтобы создать Все (то пан)'.'

* Перевод осуществлен по изданиям: Festugiere A.-J. La revelation d'HermesTrismegiste. Т. 1. - Paris, 1944. - С. 217-282; Berthelot Marcelin. Collection des anciens alchimistes grecs. - 1887, в 3-х тт., в дальнейшем - CAAG.

4)CAAG,281.14.

'Ибо Гермес сказал, что под пурпуром и под камнем пурпурного цвета древние подразумевали медную ржавчину. Ведь это Гермес в своем писании к Павсэру (паусэрин) говорит: 'Если ты найдешь камень пурпурного цвета, знай, что это тот, который ты ищешь: ты найдешь его описание, о Павсэрис, в моем Маленьком ключе (эн то клейдио)'. Однако Гермес не написал никакого произведения об окраске камней или о пурпуре, но он написал 'Маленький ключ' о приготовлении комариса (comaris) по двум формулам, чтобы объяснить трудность ржавчины. Кроме того, он уделил много внимания негашеной извести.'

5) CAAG, 282.14.

'Об этой же операции Гермес говорит под названием 'Благо под многими именами (полионимон агатон)'.'

Б) ЗОСИМА

6) CAAG, 228.7-234.2 = Зосима, 'О букве 'омега''.

'Того же Зосимы о приспособлениях и печах. Подлинные комментарии о букве 'омега'.

1. Буква 'омега', круглая, составленная из двух частей, принадлежащая к седьмому уровню (- уровня) Кроноса, в телесном смысле, ибо в бестелесном смысле она есть нечто иное, необъяснимое, что знает только сокрытый Никофей (Nicotheos). В телесном же значении то, что называют Океаном, 'источником и семенем всех богов', как говорит поэт [...). Сия великая и прекрасная буква 'омега' содержит трактат о приспособлениях священной' воды и обо всех печах, механических и простых, и вообще обо всех вещах.

2. - Зосима Теосевии, полезные свойства. Своевременные краски*2, о женщина, привели к тому, что книга о печах*3 стала предметом насмешек. Действительно, многие, чтобы воспользоваться благосклонностью своих демонов и добиться успеха со своевременными красками, высмеяли книгу о печах и приспособлениях как лживую. И никакое доказательство не

смогло убедить их в правдивости этой книги. И только когда их собственные демоны покинули их во время, назначенное для них Судьбой, и когда ими завладели иные, губительные демоны - только тогда они поверили. Тогда, поскольку их искусство и все их счастие*4 были под угрозой и те же самые заклинания случая приобрели противоположное действие, попав, вопреки их желанию, в распоряжение их Судьбы, они признали, что есть какая-то доля истины в приемах, которые ранее они презирали.

3. Но такие люди не могут найти приема ни у Бога, ни у философов (алхимиков). Пусть же времена снова изменятся и будут улучшаться с каждой минутой, пусть демоны обеспечат им имущественное благополучие, пусть они снова изменят свое мнение и признают противоположное тому, что они говорили: они забыли все выводы из предыдущих явлений