Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 3)

Творцу: подобия в желаниях и в любви. Ведь любовь Творца – это единственное Его чувство к нам, из которого вытекает все остальное: делать нам только доброе, привести нас к идеальному состоянию – а это может быть только состояние, подобное состоянию Творца, – бессмертие с ничем неограниченным наслаждением от чувства бесконечной любви к Творцу, излучающему подобное чувство.

Так как достижение этого состояния является целью творения, то все посторонние желания называются нечистыми.

Цель, которую поставил перед Собою Творец – привести нас к состоянию подобия Ему – эта цель обязательна для каждого из нас и для всего человечества, хотим ли мы этого или не хотим.

Хотеть мы этого не можем, так как, находясь в нашем мире, не видим тех великих наслаждений и избавления от всех страданий, которые приносит нам слияние с Творцом.

Страдания посылаются нам Творцом, поскольку только таким путем можно подтолкнуть нас вперед, заставить нас захотеть сменить наши взгляды, окружение, привычки и поступки, ибо инстинктивно человек хочет избавиться от страданий.

Не может быть наслаждения без предшествующего ему страдания, не может быть ответа без вопроса, сытости без предшествующего чувства голода, т.е. для получения любого ощущения необходимо предварительно испытать прямо противоположное ему ощущение.

Поэтому чтобы испытать тягу и любовь к Творцу, необходимо испытать и прямо противоположные чувства, такие как ненависть, удаленность по взглядам, привычкам, желаниям.

Не может возникнуть никакого чувства в пустоте – обязательно должно быть желание ощутить это чувство. Как, например, надо научить человека понимать, а поэтому и любить музыку. Не может несведущий понять радость ученого, после долгих усилий открывшего что-то новое, к чему так стремился.

Желание чего-либо называется в Каббале сосудом (кли), так как именно это ощущение отсутствия и является условием наслаждения при наполнении, и от его величины зависит величина будущего наслаждения.

Даже в нашем мире мы видим, что не от величины желудка, а от желания, ощущения голода зависит величина наслаждения от пищи, т.е. именно степень страдания от отсутствия желаемого определяет величину сосуда и т.о. величину будущего наслаждения.

Наслаждение, наполняющее желание именно им насладиться, называется светом, потому что дает сосуду именно такое чувство полноты и удовлетворения.

Необходимо предварительное желание до чувства страдания от отсутствия желаемого, дабы быть действительно готовым к принятию наполнения, которого так ждал.

Задача в творении нечистых сил (желаний), называемых клипот, как раз и состоит в том, чтобы создать в человеке бесконечное по величине желание.

Если бы не желания клипот, человек никогда бы не захотел большего, чем требуется телу, и остался бы на детском уровне развития. Именно клипот подталкивают человека к поиску новых наслаждений, поскольку постоянно создают в нем все новые желания, требующие удовлетворения, заставляющие человека развиваться.

Достижение свойств мира Ацилут называется воскрешением мертвых, так как этим человек переводит в чистую сторону все свои бывшие нечистые, т.е. мертвые желания. До мира Ацилут, проходя как бы по двум рельсам пути, человек только меняет свои желания на противоположные, но не исправляет на чистые.

Теперь же, войдя в мир Ацилут, он может свои прошлые желания снова взять и исправить и т.о. подняться еще выше. Этот процесс называется воскрешением мертвых (желаний). Конечно же речь не может идти о нашем материальном теле – оно, как тела всех остальных созданий, населяющих этот мир, разлагается после исхода души из него, ничего без души собою не представляя.

Если в результате работы над собой человек достигает такого состояния, что ненужные мысли не властвуют над ним и не отвлекают его от связи с Творцом, хотя он чувствует, что они еще существуют в нем, такое внутреннее состояние называется субботой.

Но если он отвлек свои мысли и стремления от Творца, сам или слушая посторонние мысли, впустил их в себя, это называется нарушением субботы. И он уже не считает эти мысли, полученные им извне, посторонними, а считает их своими и уверен, что эти-то мысли и есть правильные, а не те, что ранее призывали его не задумываясь идти за Творцом.

Если большой специалист в каком-то ремесле попадает в среду плохих работников, убеждающих его, что выгоднее посредственно работать, а не вкладывать в свою работу всю душу, то, как правило, такой специалист постепенно теряет свое искусство.

Но если он находится среди плохих работников другой специальности, то это