Махариши Патанджали

Йога-сутра

Сопутствующие горе, перенапряжение, тремор мышц, сбои дыхания

являются причинами отвлечения внимания.

32. Для их ослабления (может быть применена] концентрация на

одном предмете или мысли.

33. [Полезно] сосредоточение сознания на дружбе, милосердии,

радости, равнодушии, на самом себе, на счастье или несчастье.

34. Или [можно применить] задержку и возобновление дыхания.

35. Или поглощение сознания восприятием необыкновенных ощущений,

что делает их навязчивым.

36. Или через внутренний свет и чистое сознание, лежащие по

другую сторону от зла.

37. Или через разум, освободивший от всех привязанностей.

38. Или через размышление о том, что видим во сне.

39. Или через размышление о добре.

40. Это даст возможность сознанию расшириться из мельчайшей

частички в бесконечность.

41. Когда любое видоизменение сознания поглощено, оно обращается

внутрь себя и созерцающий становится чист, как кристалл.

42. Аргументированные условия созерцания возникают при смешении

слов, их значения и вытекающих знаний.

43. Неаргументированные условия возникают, когда память свободна

от слов, заключений и вмещает только значения.

44. Этими условиями, обдумыванием, и объясняется способ обращения

к более тонким предметам.

45. Более тонкие материи исчезают в сути.

46. Так получают созерцание-размышление.

47. Когда установлена чистота сознания без размышления, последует

внутреннее содержание.

48. Разум становится носителем истины.

49. Его субъекты различны по внутренней сути и выводам, в

зависимости от особенностей.

50. Эти впечатления закрывают путь для других впечатлений.

51. И подавление даже их при подавлении всего остального приводит

к медитации без предмета созерцания [абсолютному Самадхи].


Глава вторая. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ


Затруднения

1. Подготовка к Йоге [Крийа-Йога] состоит в

самосовершенствовании, самопознании и посвящении плодов Богу.

2. Все делается для получения Самадхи и уменьшения затруднений.

3. Затруднениями являются: невежество, ложное самоосознание,

пристрастие, отвращение и закрепощенность.

4. Невежество является источником всех последующих [затруднений],

в каком состоянии они не были: дремлющем, ослабленном, усиленном или

распространенном.

5. Невежество есть принятие невечного, грязного, злобного,

небожественного за вечное, чистое, хорошее и божественное.

6. Ложное самоосознание - это отождествление познающего [разума]

с инструментом познания [телом, органами чувств].

7. Пристрастие - это тяга к удовольствиям.

8. Отвращение - это ответ на неприятность.

9. Закрепощенность - это любовь к жизни, которая, даже будучи

изучена, все равно остается в силе.

10. Если они ослаблены, то могут быть подавлены противоположными

воздействиями.

11. Их видоизменения называются медитацией.

12. Корень всех привычек и навыков лежит в отвлечении внимания на

препятствия как в видимом [материальном], так и невидимом [духовном]

планах.

13. Наличие корня приносит плоды [в виде] образов, жизни и

ощущений.

14. Плодами их являются удовольствия или страдания, проводимые

добродетелями или пороками.

15. Для провидящего все мучительно - как понимание последствий,

их опасение, впечатление от них, так и противоречие качеств.

16. Несчастье, которое еще не произошло, должно быть избегнуто.

Независимость духа во время созерцания

17. Причиной всего устраняемого является отождествление

созерцающего с созерцаемым.

18. Созерцаемое состоит из элементов и частей, оно по природе

своей просветленно, деятельно или инертно, и его назначение состоит в

получении опыта и освобождении.

19. Все качества материи могут быть в определенном состоянии,

неопределенном состоянии, едва намечены или лишены всяких признаков.

20. Созерцающий существует в виде разума, который хотя и чист,