Светлана Георгиевна Мозговая

Духи природы в фольклоре и литературе

ним связано с предромантическими течениями и зарождением общественного интереса к фольклору и народным верованиям. Древняя Русь дохристианские верования не описывает, а только порицает и обличает устами христианских проповедников' [1].

Следует заметить, что и в 'Новое время' художественному освоению народной мифологии предшествовало изучение ее, предпринятое писателями и общественными деятелями 60-70-х годов XVIII столетия.

Открывателем и первым пропагандистом славянской мифологии по справедливости считают М.Д.Чулкова. Писатель, фольклорист и журналист, он еще в 1767 году издал 'Краткий мифологический лексикон', где наряду с языческими Перуном, Волосом, Даждьбогом помещены были домовые, лешие и т.п. Издаваемый Чулковым на протяжении 1769 года еженедельный журнал 'И то и сио' (первый номер вышел 13 января) популярностью у широкого круга читателей был обязан обилию фольклорно-этнографического материала, расположенного по календарному принципу: к Новому году - святочный выпуск, к Пасхе - пасхальный и т.д. В журнале были напечатаны и первые 'страшные рассказы', приуроченные главным образом к святочному периоду. Изыскания Чулкова в области славянской мифологии, оказалось, пришлись по душе как очень непритязательному читателю ('малосмысленным' людям, по определению издателя), так и вполне образованным современникам. Более того, 'Словарь' читали и изучали спустя столетие. Так, есть предположение, что стихотворение А.Фета 'Лихорадки' основано на легенде о девяти сестрах-лихорадках, заимствованной именно из чулковской 'Абевеги' [2].

Надо сказать, что русские писатели, поэты, публицисты не ограничивались чтением и изучением опубликованного материала. Многие из них сами занимались собирательской работой, что, безусловно, находило отражение в литературном творчестве. Нередко писательские записи пополняли собрания известных фольклористов, этнографов. Традиция эта сохранялась в течение всего XIX века, когда создавались классические сборники В.Даля, П.Киреевского, П.Шейна и других исследователей фольклора.

В этой эпохе, можно остановиться на трудах В.И.Даля. Хотя к художественной литературе, в основном, его труды не относятся, все же он заслуживает упоминания как собиратель, издатель, известный исследователь и, все-таки, как и писатель в том числе. Основные его труды 'Пословицы русского народа' и 'Толковый словарь живого великорусского языка' включали немало сведений о народной мифологии, ей же посвящен и отдельный очерк 'О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа' в котором поднят такой важный вопрос, как разделение массы суеверий на ложные, 'от темноты', и истинные, представляющие собой способ познания мира, тайн природы. В названном очерке из пятнадцати главок семь повествуют о персонажах русской мифологии: это домовой, водяной, моряны, оборотень, русалка, ведьма и привидения. В литературном творчестве Даль не очень часто прибегал к подобному материалу. Можно назвать рассказы 'Колдунья', 'Упырь (украинское предание)', 'Медведи' и 'Сказку о похождениях черта-послушника'.

Яркие, многогранные образы народной мифологии, таинственные истории, жутковатые архаические обряды - все это привлекало русских писателей, тем более что существовало рядом с ними - в собственных деревнях и поместьях, в разговорах извозчиков, ямщиков, конюхов, прачек, кухарок, нянек.

В одной из первых русских комических опер 'Мельник - колдун, обманщик и сват', поставленной 'на московском театре', автор либретто А.О.Аблесимов смело вынес на сцену, к удивлению и радости тогдашней публики, 'нравы национальные', в которых важнейшее место занимают представления о нечистой силе. Опера долгое время пользовалась колоссальным успехом, что объясняется не в последнюю очередь ее обращением к народным верованиям.

Постоянным состоянием Н.С.Лескова, как утверждают, было 'этнографическое внимание к жизни', удовлетворявшее потребности познания России, что выражалось 'в соприкосновении с возможно большим числом лиц, событий, явлений' и насыщении прозы фольклорным материалом [3]. Достаточно пролистать роман 'На ножах', чтобы убедиться, насколько полны и точны знания писателя о русской нечисти. Мужики рассуждают о коровьей смерти, кикиморе, кощее, лихорадках, холере, огненном змее, лешем и других персонажах славянской 'низшей мифологии', о ее способностях 'оборачиваться', то есть принимать вид разных существ, притом что сама она лишена лица ('нежить - у нее лица нет, у нее облик'). Обыгрывая народные суеверия, Лесков создает обобщенный образ той части интеллигенции, которая