Семира и В.Веташ

Астрология и мифология

уничтожит. Таков закон этого мира, и это зло, которое невозможно исправить.

Бог Времени Зерван/Зурван, именем которого в Иране называлась планета Сатурн, также воплотил в своем образе идею о том, что именно время, в силу своей конечной природы, явилось причиной появления в мире зла. Он породил доброго и злого братьев -- близнецов Ормазда и Аримана (Ахурамазду и Ангро-майнью). Злой брат Ариман зародился в тот момент, когда в душу Зервана закрались сомнения: не бесплодны ли его тысячелетние чаяния и сможет ли он породить того, кому передаст власть над миром? Подобных сомнений не могло быть у бога Неба, безудержно рассылающего энергию во все стороны и безразличного к своему творению, но Зерван не уверен в конечном результате как тот, кто понимает ограниченность своих сил.

Зерван обещал дать власть над миром тому из братьев, кто родится первым: он думал, что им будет первый задуманный им прообраз мира -- Ормазд. Воплощающий в себе духовное начало Ормазд предугадал мысли отца и рассказал о них брату. И первым на свет появился Ариман, так как воплощается сперва конечное. Он наполнил мир злом, исправить которое призван Ормазд. Ормазд, несущий в себе бесконечность, создаст другой мир, а этот по природе своей конечен и потому обречен на гибель.

На долю божества времени часто выпадает ответственность за все неприятности, происходящие с человеком помимо его воли -- или именно согласно ей. Приносит людям несчастья китайский глава ведомства времени Тай-Суй, изображаемый с колокольчиком, улавливающем людские души и секирой. Поскольку в китайском календаре важную счетную роль играет Юпитер и его 12-летний цикл, 'великий бог времени', отождествляется именно с этой планетой, хотя значение его соотносится с мрачным образом планеты Сатурн, почитавшейся в традиционной астрологии злой, в отличие от приносящего счастье Юпитера. Есть в китайском пантеоне и доброе божество судьбы -- Сы-Мин, летающий на ветре и облаках, обгоняя кометы, появление которых считалось дурным знаком. Но в таком образе узнается планета Уран, стоящая над Временем.

Сатурн, планета неумолимых законов, как и Уран, помогает нам осмыслить мир, но если Уран -- не ведающий преград полет мысли, Сатурн соотносится с серьезным рациональным познанием. Через аналогию с качествами планеты Сатурн можно понять, почему познание в Библии трактуется как зло, сужающее горизонты бесконечного, которое повлекло за собой изгнание из водолейского рая и отлучение от древа жизни. Для астролога же актуально, что знак Козерога характерен для ученых, докапывающихся до сути материальных процессов: под ним родился основатель классической механики Исаак Ньютон, открывший закон всемирного тяготения: закон гравитации, который также относится к ведению Сатурна.

Завершенность, окончательность и неизбежность, которая проступает в образах первозданной земли, времени и судьбы, подводит нас к понятию смерти. В мифологии часто тождественны судьба и смерть, а боги ограниченного пространства земли, закона времени и определения судьбы нередко становятся богами смерти: как мы видели на примере мойры Атропы, великой матери Кали или бога времени Сы-Мина. Другое китайское божество Хоу-Ту: с веревкой в руках, ограничивающей пространство,-- управляло не только сторонами земли, но и столицей загробного царства, выражая все ту же идею: ограничение есть смерть.

Покровителем умерших был древний египетский бог земли Акер, и египетский бог времени Нехебкау ожидал людей у входа в царство мертвых. В шумеро-аккадской мифологии увидеть свою судьбу, незримо сопровождающую человека всю жизнь, означало умереть. Шумерский владыка судеб Энмешарра ('господин всех ме'), считавшийся предком богов Ана и Энлиля, повелевал подземным миром. Вавилонская персонификация судьбы Намтар являлась человеку в час кончины, как посол богини смерти Эрекшигаль. Эти образы изначально раскрывали ту простую мысль, что в момент смерти история человека кончается, и он становится тождественен своей судьбе, исполнив ее до конца.

Понятие судьбы также связано с образом загробного суда: как окончательного определения участи. Так, египетский бог земли Геб принимал участие в суде над душами, помогая наследнику своего трона -- Осирису определить их загробную судьбу. В более позднем и развитом образе суда судьбы, смерть может предстать не только как зло, но и как кара за него. Например, древнеарабская богиня судьбы и покровительница своего народа Манат ('судьба, смертный рок') становится хранительницей могильного покоя, на которую впоследствии переходит