Б К С Айенгар

Дерево Йоги

обычную ловкость. Совершенство - это выполнение действий без ожидания от них результатов, хороших или плохих. Йогические действия характеризуются не достоинствами и недостатками, а чистотой и божественностью.

Необходимо достичь полного равновесия между философией и практической жизнью. Если вы способны научиться этому, вы философ-практик. Философствовать на отвлеченные темы - не самое большое достижение. Философы - это мечтатели. Но мы должны ввести нашу философию в повседневную жизнь, с тем чтобы она руководила нами в радостях и невзгодах жизни. Будучи искренними в нашем собственном развитии, не оставляя нашего индивидуального духовного пути, способны ли мы в то же время счастливо жить в обществе? В этом и заключается практическая философия.

Йога, в первую очередь, ориентирована на индивидуальное развитие, но развитие личности определяет развитие групп людей и общества. Если сто человек занимаются йогой и они выглядят здоровыми, окружающие начнут спрашивать, как они этого добиваются. Таким образом, число практикующих растет, и очень скоро к ним присоединяется еще пара сотен человек. Когда-то казалось, что я единственный, кто усердно и пылко занимается йогой, но посмотрите вокруг сейчас - сколько людей увлечены ею! Таким образом, йога передается от личности группе людей, а от группы людей - ко всему обществу.

Почему вы озабочены насилием в окружающем мире? Почему вы не думаете о насилии в себе? Каждый из нас должен работать над собой, потому что без дисциплины ни мы, ни мир не могут стать свободными. Только дисциплина приносит подлинную свободу. Если вы хотите стать здоровыми, неужели вы думаете, что сможете добиться этого без дисциплины? Умеренность является обязательной стороной жизни. Вот почему йога начинается с норм поведения, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Недисциплинированный человек нерелигиозен. Дисциплинированный человек подлинно религиозен. Здоровье религиозно, а болезнь прямо противоположна религиозности.

Религиозная жизнь не означает отрешенности от повседневной жизни. Напротив, мы должны сделать нашу жизнь гармоничной. Обстоятельства жизни способствуют нашему развитию, а не разрушению. Нам часто кажется, что обстоятельства противодействуют нашей личной жизни. Но разве я не могу жить в добродетели, даже если другие проводят время в публичных домах? Или предположим, что есть десять пьющих человек. Я сам не пью, но эти десять человек - мои друзья. Если они предлагают мне выпить, а я говорю: "Нет, меня это не интересует", они будут надо мной смеяться. Поэтому я говорю: "Я приду. Я буду пить фруктовый сок, а вы - спиртное". Что это означает? Это значит, что я могу понять их. Я с ними, но я и не с ними. Я присутствую, но в то же время и отсутствую. Это называется равновесием. Если мы способны так жить, это - религия.

Индивидуальный рост - это наша обязанность, и йога способствует развитию каждой личности. Но ваше тело представляет собой образ окружающего вас мира: это большой интернациональный клуб. В нашем теле около трех сотен суставов, а это значит, что в одном теле объединены триста членов интернационального клуба. Если измерить длину всех артерий, вен и крохотных кровеносных сосудов, то общая протяженность системы кровообращения составит 96 тысяч километров, а биологическая энергия движется по 16 тысячам километров нашей нервной системы. Общая поверхность легких сравнима по площади с теннисным кортом. Мозг состоит из четырех долей. И в самом деле, один человек объединяет в себе большой интернациональный клуб. Йога помогает скоординировать все эти части, чтобы они работали в гармонии и согласии. Йога воздействует на нашу совесть. Йога воздействует на наше сознание. Йога влияет на наш рассудок и на наши чувства. Йога воздействует на наше тело и органы восприятия. Именно поэтому она считается всемирным искусством.

Когда ваши тело, ум и душа наполнены здоровьем и гармонией, вы приносите гармонию и здоровье каждому, кто находится рядом с вами, и всему миру в целом - не отрекаясь от мира, но ощущая себя здоровым живым органом тела человечества.

Восток и Запад

Иногда утверждают, что тело, мышцы или анатомия индийцев и людей Запада различны и что йога непригодна для западных людей. Но разве существует английский рак, итальянский рак или индийский рак, или все-таки это одна и та же болезнь? Страдания человека одинаковы независимо от того, живет он в Индии или на Западе; телесные недуги одни и те же; душевные болезни тоже одинаковы. Называть себя человеком Запада так, как будто между западными и восточными людьми