Б К С Айенгар

Дерево Йоги

полный и его уши очень маленькие, анатомическая структура тела оказывает значительное воздействие на симптомы и причины шума в ушах. В этом участвует очень много органов и частей тела. Человек с такими симптомами должен приехать в Пуну, чтобы я мог осмотреть его и подумать, как его лечить. Может быть мне не удастся помочь ему, но я не стану отказываться от этой возможности по той простой причине, что если впоследствии ко мне обратится второй больной с теми же проблемами, я начну работать с ним с того места, на котором остановилась работа с первым пациентом. Даже если мне не удастся достигнуть успеха с первым больным, я все равно приобрету опыт работы, который пригодится для последующих подобных случаев. Я не могу гарантировать успех первому пациенту, зато я могу обещать улучшения всем последующим пациентам с той же болезнью, которые обратятся ко мне.

Когда я только начал обучать йоге, я был совершенно бесполезным учителем. Обстоятельства или ученики требовали от меня, чтобы я обучал йоге, поэтому я начал проводить занятия, когда мне было всего шестнадцать лет. Когда ко мне начали приходить люди с просьбами обучать их, у меня были постоянные головные боли и другие телесные недуги. Я принимал их болезни и страдания в свое собственное тело. Тогда я занимался йогой с этой постоянной болью в теле. Я лично, субъективно постигал эти боли. Я субъективно ощущал чужие страдания. И я сам лично экспериментировал со своим собственным телом, изучая воздействие асан при правильных и неправильных движениях, прежде чем я обучал этим движениям других. Вот как я стал хорошим учителем.

Вы можете учить людей только тому, что испытали на самом себе. Если вы хотите помочь людям посредством целительной силы йоги, вы должны полностью отдать себя служению этому искусству и через свой опыт достичь понимания. Не воображайте, что вы уже знаете все, и не навязывайте свое несовершенное понимание тем, кто обращается к вам за помощью.

Запомните, что знание и опыт, который вы сами испытали, в миллион раз более значим, чем накопленное и приобретенное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, тогда как накопленное знание, будучи объективным, часто вызывает сомнения. Поэтому учитесь, проверяйте на практике, изучайте заново, накапливайте свой собственный опыт, - и тогда вы сможете обучать уверенно, решительно и с полной ясностью.

Путешествие "Я"

Возвращение к истокам

Мы представили восемь аспектов йоги как частей дерева, от его корней до цветов и плодов. Духовное развитие человека можно уподобить росту дерева - от семени до полной зрелости. В семени невозможно разглядеть, каким станет будущее дерево, - это скрыто внутри него. Семя человека - это душа, в которой скрыта вся наша суть. Именно душа человека является причиной его развития, так же как семя является причиной роста дерева.

Через пару дней после того, как семя посажено, оно дает росток. Этот росток называется дхармендрия. "Индрия" означает орган, а "дхарма" - добродетель, сущность природы. Дхармендрия, орган добродетели, есть наша совесть. Этот проросший побег души дает нам самое первое восприятие, ощущение добродетельности.

Вскоре после того, как семя прорастает, росток становится стеблем, который есть читта, или сознание. Затем этот единственный стебель, идущий от семени, разделяется на различные ветви - одной веточкой является маленькая "суть", которую называют асмита; другой является эго, или ахамкара. Асмита представляет собой осознание собственного существования. Это еще не эго. Это осознание самого себя, то что "Я есть". Ахамкара - это эго, росток асмиты, ставшее деятельным. До тех пор, пока наша суть бездействует, она остается асмита, но в тот момент, когда она выражает себя в действии, она становится ахамкарой.

По мере развития сознание разделяется на множество ветвей. Одной является ахамкара, эго, другой буддхи, или рассудок, третьей - манас, или ум. Дерево продолжает расти и выпускает все новые ветви: кармендрии и джнянендрии, органы действия и органы восприятия; они взаимодействуют с внешним миром и становятся причиной появления мыслей, колебаний, размышлений, суждений и изменений. Подобно листве, которая соприкасается с воздухом, внутренняя суть, рассудок и ум соприкасаются с внешним миром и собирают информацию, которая передается ветвям, затем основному стволу сознания, и достигает в результате семени души. Таким образом, они являются мостом, соединяющим внутреннее тело с внешним телом.

Развитие от семени к стеблю, ветвям и листьям является естественным процессом,