Б К С Айенгар

Дерево Йоги

только конечные понятия средства. Когда конечное сливается с бесконечным, бесконечным становится все.

Посмотрите на небо. Небо и конечно и бесконечно одновременно. Никто не может коснуться его, хотя мы постоянно соприкасаемся с ним. Подобным образом вам и мне приходится использовать конечные средства - тело, ум, рассудок и сознание, - чтобы достичь бесконечной обители души - матери всех этих средств. На этом пути мы остаемся вечно открытыми, вечно умиротворенными, вечно развивающимися.

Да благословит вас всех Бог!

Б.К.С.Айенгар

От редактора английского издания

Растущий во всем мире интерес к йоге и широко признанная репутация Б.К.С.Айенгара как одного из выдающихся ее учителей привели к появлению большого числа преподавателей и учеников, работающих под его руководством во многих странах. Г-н Айенгар ездит по всему миру, читает лекции и встречается с учениками и преподавателями йоги. Материалом для этой книги, в основном, послужили записи и стенограммы встреч и лекций, которые проходили в Англии, Франции, Италии, Испании и Швейцарии в 1985 - 1987 годах, а также лекция, прочитанная на Всеиндийской конференции Бхаратнатьям в Мадрасе в 1982 году. Я благодарен организаторам всех этих мероприятий, великодушно предоставившим имеющиеся в их распоряжении материалы для публикации, а также всем тем, кто участвовал в их записи и оформлении.

Материалы, ставшие источником этой книги, охватывают множество различных тем, и повествование плавно переходит от одного предмета к другому в соответствии с вопросами и темами, которые обсуждались. Деление книги на главы и части не имеет прямой связи с исходной структурой лекций, и в некоторые главы я включил материалы из разных лекций и дискуссий, посвященных определенной теме. В книгу вошли и записи моих недавних бесед с г-ном Айенгаром, а также его комментарии и дополнения к рукописи. Таким образом "Йога Врикша" - "Дерево йоги" является обновленным изложением тем, затронутых в ходе лекций и обсуждений. Я попытался свести к минимуму повторения и при этом сохранить свежесть разговорного стиля г-на Айенгара.

Мне бы хотелось поблагодарить Силву и Миру Метха из Института Йоги Айенгара в Лондоне за то, что они прочитали рукопись и внесли в нее поправки; Джонатана Каца за помощь в транслитерации санскритских слов и уточнении дефиниций глоссария; Джима Бенсона за помощь в составлении библиографии и Шилу Риверс-Мор за очень ценные предложения по организации глав.

Символика "Дерева йоги" была ранее изложена автором в беседе, опубликованной в английском журнале "Yoga Tobay". Статьи, содержащие некоторые идеи этой книги, публиковались также в американском "Yoga Journal", французском "Le Monde Inconnu", бельгийском "Viniyoga" и "Body the Shrine", "Yoga thy Light" - материалах, опубликованных в 1978 году в Индии Комитетом по празднованию 60-летия Б.К.С.Айенгара. Краткий абзац в главе о пранаяме любезно предоставлен мне "Bharatiya Vidya Bhavan", Бомбей.

И наконец, мне хотелось бы выразить свою искреннюю благодарность самому Б.К.С.Айенгару за плодотворное сотрудничество и поддержку в период подготовки этой книги; Фаеку Бириа, прежде всего, за предложение ее создания и помощь в сборе материала и всем тем бесчисленным ученикам и энтузиастам йоги, чей интерес к этому предмету сделали издание такого рода книги возможным и необходимым.

Дэниэлъ Риверс-Мор

Йога и жизнь

Йога есть единство

Йога означает единение. Единение индивидуальной души с Абсолютным Духом есть йога. Но это определение слишком абстрактно, его трудно понять, поэтому, для нашего уровня понимания, я скажу, что йога является единением тела с умом, а ума - с душой.

Девяносто процентов из нас, так или иначе, страдают физически, умственно или духовно. Учение йоги помогает нам содержать тело как храм, таким образом, что оно становится таким же чистым, как душа. Тело лениво, ум подвижен, а душа излучает свет. Практика йоги развивает тело до уровня подвижности ума так, что и тело и ум становятся подвижными, а затем направляет их к свету души.

Философы, святые и мудрецы говорят, что существуют различные пути, ведущие к конечной цели - прозрению души. Наука разума называется раджа-йогой, наука знания - джняна-йогой, наука долга - карма-йогой, а наука воли - хатха-йогой. Для авторов древних текстов эти названия были подобны клавишам на клавиатуре. На клавиатуре много клавиш, но музыка одна. Аналогично, существует много слов, которыми отдельные люди выражают свой личный подход к йоге и те конкретные пути, с помощью которых они достигают высшей точки своего искусства,