Дж Кришнамурти

СВОБОДА ОТ ИЗВЕСТНОГО

CОДЕРЖАНИЕ:

Глава I.

Человеческое искание.Искаженный ум. Традиционный подход.

В плену респектабельности. Человек и индивидуум. Существование как борьба.

Сущностная природа человека. Ответственность. Истина. Преобразование себя.

Растрачивание энергии. Свобода от авторитета.

Глава II.

Изучение себя. Простота и скромность.

Обусловленность.

Глава III.

Сознание. Целостность жизни. Осознание.

Глава IV.

Погоня за удовольствием. Желание.

Искажение, создаваемое мыслью. Память. Радость.

Глава V.

Сосредоточение интереса на себе.

Жажда положения. Страхи и тотальный страх. Фрагментация мышления.

Прекращение страха.

Глава VI.

Насилие. Гнев. Оправдание и осуждение.

Идеал и то, что существует в действительности.

Глава VII.

Отношения. Конфликты. Общество. Бедность.

Наркотики. Зависимость. Сравнивание. Желание. Идеалы. Лицемерие.

Глава VIII.

Свобода. Мятеж. Одиночество. Чистота ума.

Принимать себя такими, как мы есть.

Глава IX.

Время. Скорбь. Смерть.

Глава X.

Любовь.

Глава XI.

Видеть и слышать. Искусство. Красота. Аскетизм.

Представление. Проблемы. Пространство.

Глава XII.

Наблюдающий и наблюдаемое.

Глава XIII.

Что такое мышление? Идеи и действие. Вызов.

Материя. Возникновение мысли.

Глава XIV.

Время вчерашнего дня. Спокойный ум. Общение.

Достижения. Дисциплина. Безмолвие. Истина и действительность.

Глава XV.

Опыт. Удовлетворение. Двойственность. Медитация.

Глава XVI.

Тотальная революция. Религиозный ум. Энергия. Страсть.

Глава I

Человеческое искание.

Искаженный ум. Традиционный подход.

В плену респектабельности. Человек и индивидуум.

Существование как борьба. Сущностная природа человека.

Ответственность. Истина. Преобразование себя.

Растрачивание энергии. Свобода от авторитета.

На протяжении веков человек искал нечто за пределами самого себя, за пределами материального благополучия, - то, что мы называем Истиной, или Богом, или Реальностью, - состояние за пределами времени - нечто недоступное влиянию обстоятельств, мыслей или человеческой развращенности. И человек всегда задавал вопрос, - каков смысл всего этого, имеет ли жизнь вообще какой-либо смысл? Наблюдая чудовищные смятения жизни, мятежи, войны, нескончаемые разделения на почве религий, идеологий, национальных проблем и ощущая глубокое разочарование, чувство полного крушения, он спрашивает, что ему делать, что представляет собой то, что мы называем жизнью, и есть ли что-либо за нею.

Не находя это нечто под тысячью наименований, которое он всегда искал, человек культивировал веру, веру в спасителя, идеал, а вера неизбежно порождала насилие. В этой постоянной борьбе, которую мы называем жизнью, мы пытаемся установить некий кодекс поведения, соответствующий обществу, в котором мы воспитаны, будь то коммунистическое общество или так называемое 'свободное общество'. Мы придерживаемся определенного стандарта поведения, являющегося частью нашей традиции как индуистов, мусульман, христиан или какой-либо еще. Мы ищем того, кто сказал бы нам, какое поведение правильное или неправильное, какая мысль верна или не верна, и в следовании этому образцу наше поведение и наше мышление становится механическим, наша реакция автоматической. Мы можем очень легко наблюдать это в самих себе.

На протяжении столетий мы нуждались в постоянной опеке наших учителей, нашего авторитета, наших книг, наших святых. Мы говорим: «Расскажите мне о том, что лежит за этими холмами и горами, этой землей». И мы удовлетворяемся полученными описаниями. Это означает, что мы живем со слов, наша жизнь поверхностна и пуста, мы люди 'со вторых рук'. Мы живем так, как нам говорят, либо следуем нашим склонностям, нашим стремлениям, либо подчиняемся обстоятельствам и окружающей среде. Мы - результат всякого рода влияний, и в нас нет ничего нового, ничего, что мы раскрыли сами, ничего оригинального, чистого, светлого.

На протяжении всей истории идеологи и религиозные лидеры заверяли нас, что если мы будем совершать определенные ритуалы, повторять определенные молитвы или мантры, приспосабливаться к определенным образцам, подавлять наши желания, контролировать наши мысли, делать возвышенными наши страсти, ограничивать наши аппетиты и воздерживаться от потакания сексуальным потребностям, тогда мы, истерзав в достаточной мере свой ум и тело, найдем нечто за пределами этой короткой жизни. И это то, что делали миллионы так называемых религиозных людей на протяжении веков, либо в одиночестве, уходя в пустыню, в горы, в пещеры, странствуя от деревни к деревне с кружкой нищего, либо объединившись