А. Лео Оппенхейм .

Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации.

1882, с. 15-16, № 4), и гимн Мардуку, опубликованный Крейгом (Craig J. A. Assyrian and Babylonian Religious Texts. Vol. 1. Lpz., 1895, с. 29-31), а также более мелкие тексты в отрывках. Редкий пример двойного акростиха см.: Sweet R. F. G. A Pair of Double Acrostics in Akkadian. - Orienlalia. N. s. 38, 1969, с. 459-460.

70 Оценку этого текста историком литературы см.: Hofer-Heilsberg A. Ein Koilschrifttoxt, dor дlteste Mimus der Weltliteratur und seine Auswirkung. - Theater der Welt. 3-4, 1937, с. 1-16.

71 Ср.: Gurney 0. R. The Tale of the Poor Man of Nippur. - AnSt. 6, 1956, с. 154-164; Julow V. The Source of a Hungarian Popular Classic and Its Roots in-Antiquity. - Acta Classica Univ. Scient. Debreciniensis. 6, 1970, с. 75- 277

Наплану 302

Наполеон 5, 7

Нарам-Суэн 42, 79, 120, 123, 179, 225, 287, 304-305

Нергал 155, 209, 213, 277

Нериглисар 75, 213

Нехо II 304

Нимрод 38

Нингирсу 213

Нинурта 154, 160, 213, 222

Нисаба 192 Ной 208, 210

Оанн 155, 283

Одиссей 160

Оппенхейм А. Л. 275, 284, 313-315

Папсуккал 153

Пинчес Т. Г. 291

Пириустана 276

Платон 108

Плиний 294

Притчард Дж. Б. 300

Птолемеи 51, 304

Птолемей I Сотер 304

Птолемеи XIV Филопатер 304

Пфейфер Р. 298

Райнер Э. 315

Рамсес II 225, 303, 309

Рассам Г. 301

Рим-син 125, 301-302 Руса 81

Салманасар I 118, 133

Салманасар III 80, 133-134, 277

Салманасар IV 221

Салманасар V 305

Самсу-илуна 81, 119, 125, 302

Самуил 96, 122

Саргон Аккадский (Саргон Великий, Саргон Старший) 42, 77-78, 81, 99, 115, 120, 122-123, 141, 162, 219, 275, 301, 305

Саргон II 75, 96, 118, 134-135, 150, 201, 221, 226, 276, 301-303, 305 306, 308-309

Саргониды 5, 83, 246, 263, 281, 306

Сасаниды 39, 107, 306

Селевк I

Никатор 306

Селевкиды 10, 12, 39, 51-52, 70, 11".. 163, 171, 224, 304, 306

Семирамида 83, 276

Сенусерт 111 110

Сивил M. 281, 292

Сидури 208

Сип 86, 121, 155, 246

Синаххериб 70, 75, 111, 118, 129, 135, 147, 180, 201, 221, 276, 298, 304. 306

Син-кашид 275

Син-мубаллит 124, 130

Смит С. 295, 300

Соломон 133

Софокл 228

Страбон 287

Стратоника 276

Сумуабум 115

Суппилулиумас 131, 275, 298

Су"эн 155

Талквист К. 283

Таммуз (см. также Думузи) 155, 214

Ташмету 150, 155

Тешуп 156

Тиамат 147, 200-201, 209

Тиглатпаласар I 118, 133-134, 194, 212

Тиглатпаласар II 133

Тиглатпаласар III 114, 129, 134, 305, 307

Траян 303, 309

Тукульти-Нинурта I 120-121, 132, 1У.. 212, 263

Тукульти-Нинурта II 134

Тутанхамон 277

Тушратта 298

Уайзман Д. 25, 297

Унгер Э. 298-299

Ур-Намму 118, 308

Уршанаби 204

Утнапиштим 208 Уту 155

Утухенгаль 123, 277, 308

Фелькенштейн А. 308

Фемистокл 112

Финкельштейн Дж. 309

Флавий Иосиф 304

Халд 303

Хаммурапи 30, 46, 48, 50, 52, 78, 81. 118-119, 122, 124-127, 129, 131, 163, 220, 228, 233, 245-246, 280, 297, 299, 301-302, 308, 309;

Кодекс Хаммурапи: 61, 191, 224, 232, 275, 309

Хануну (Ганон) 76

Хаттусилис III 162, 225, 309

Хумбаба 206

Царпаниту 150, 155

Циклоп 253

Шагаракти-Шуриаш 277

Шамаш 146, 155, 168, 172-173, 204, 211, 214, 246, 282, 306

Шамаш-шум-укип 135, 227, 299

Шампольон Ф. 7

Шамши-Адад I 48, 124, 131, 275, 303-305, 307-308

Шамши Адад V 83, 222, 225

Шапур I 309

Шаркалишарри 279

Шаушка 156

Шеруа 277

Шёберг О. 287

Шпейзер Э. 298

Шульги 120, 295, 308

Шумалия 156

Шуриаш 156

Шy-Суэн 95, 281, 308

Птутрук-Наххунте 212

Эа 154, 156, 209-210, 212-213, 243, 309

Эанпатум 162, 225

Эбелинг Э. 271

Элиан 290

Эллиль (Энлиль) 154

Знки 154, 309

Энкиду 205-207, 290

Энлиль (Эллиль) 154, 304

Энмеркар 29, 205, 308-309

Эрешкигаль 155, 209, 213

Эриба-Мардук 129

Эрра 212; ""Эпос об Эрре"": 15, 121, 186, 203, 211-212

Эрра-имитти 115, 120

Этана 211; ""Сказание об Этане"": 15, 209

Эхнатон 220, 298

Ясмах-Адду 220

Яхали 80

Яхдун-Лим 303

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Первое русское издание книги А. Лео Оппенхейма ""Древняя Месопотамия"" сразу же нашло многочисленных читателей и полностью разошлось в течение нескольких дней. Автор работал над этим фундаментальным трудом двадцать лет. В книге даны как полная картина современного состояния ассириологии с учетом разнообразных источников и результатов многолетних исследований, так и синтез взглядов самого Оппенхейма на почти трехтысячелетнюю культуру вавилонян и ассирийцев. В своей работе он не претендует на всеобъемлющее отображение месопотамской цивилизации, а стремится из бесчисленного количества