Александр Пинт

Люблю - ненавижу

- Никогда не обижаться на ребенка - это подвиг.

- Это не подвиг, а радость. Манипулировать - это подвиг. Ведь так муторно быть несчастным и так прекрасно быть счастливым. Я вам скажу, что очень большой подвиг быть несчастным. Научиться всяким выкрутасам, манипулированию очень сложно. Сложно, потому что неестественно. Все, что естественно, несложно. Попробуйте, например, бегать боком и еще подпрыгивая на каждый четвертый шаг.

- Это очень неудобно.

- Очень неудобно, но именно так большинство людей проходят по жизни. Хотя можно просто бежать и радоваться тому, что происходит.

Как появляются и проявляются наши зависимости Откуда же у нас все эти зависимости? Они передаются как генетически, так и через воспитание. Как влияет на это общество? Как воспитывается человек? Ребенок смотрит телевизор, и что же он там видит и слышит? Какие мысли в него вкладывают? Например, съешь сникерс и ты будешь счастлив. Учись в престижном колледже и ты будешь умным, станешь преуспевающим человеком. У тебя будет много денег, и это счастье. Ты выйдешь замуж, родишь детей - будет счастье.

Маленький человек слушает и верит тому, что ему говорят взрослые. Когда он тоже становится взрослым, то уже знает, что по чем, к чему надо стремиться и зачем. Он думает, чувствует и поступает так, как ему говорили в детстве. Если ему говорили, что получить что-либо можно только силой, то такое убеждение стало для него само собой разумеющимся. Он не подвергает его сомнению. И если ему что-то надо, он будет это требовать и угрожать. Возможно, он будет раздумывать над тем, как выбрать хорошую колбасу или какую машину лучше купить, куда поехать летом и. т. д. Но над тем, как добиться того, чтобы другой человек сделал то, что ему нужно, он не будет думать. Ему все уже известно: надо закричать, заплакать или приставить к нему пистолет. Он это усвоил с детства. Это программа, которая всегда в нем срабатывает, но которая им уже не осознается. Он стал роботом, думающим, чувствующим и действующим по строго определенной программе. Он уже все знает: как быть счастливым, как лучше манипулировать, как поступить в той или иной ситуации.

Если бы все эти программы действительно были правильными, то мы бы жили в обществе счастливых и радостных людей. Но так ли происходит? Видим ли мы это? Нет. Значит, получается, что эти программы не работают. Но почему же люди продолжают их выполнять? Почему они продолжают выполнять то, что не приносит им радость?

Очень интересные проводились эксперименты с крысами. Много лабиринтов и крыса. Что хочет крыса? Крыса хочет есть. Всего 10 лабиринтов, а в 4-м лабиринте лежит сыр. Крыса побегала по разным лабиринтам и нашла в 4-м лабиринте сыр. Теперь она бежит сразу в 4-й лабиринт, потому что знает, что именно там лежит сыр. Потом сыр перекладывают в 10-й лабиринт. Что делает крыса? Она по привычке бежит в 4-й лабиринт. Но там уже нет сыра. Она возвращается обратно, просто сидит, затем опять бежит в 4-й лабиринт. И так несколько раз. Потом она перестает бегать в 4-й лабиринт и начинает опять бегать по всем лабиринтам. В конечном счете, находит тот, где теперь лежит сыр.

А что делает в такой ситуации человек? Он продолжает всю жизнь бегать в тот лабиринт, где сыра уже нет. Например, политик, он всегда говорит то, что хотят слышать его избиратели. Но в итоге что он получает? Инфаркт, угрызения совести и прочее. Он получает все, кроме счастья. Да, он добился того, что хотел, но внутренне он разрушен. Он всю жизнь поддерживал свой имидж, он соблюдал мораль, исполнял свой долг... и к чему он пришел? К тому, что такая жизнь ему не нужна. Как политик он достиг вершины, а как человек пришел к краху.

Сколько человеку нужно прожить жизней в качестве, например, Сталина, Гитлера, чтобы понять, что власть не дает счастья? Это очень привлекательный кусок сыра, который многие люди считают самым важным и самым значительным. Многие стремятся к такому куску, но когда получают его, то через некоторое время их от него тошнит.

Так что же получается? Получается, что мы имеем в нашей жизни очень много негативных эмоций. А негативные эмоции являются индикатором основной зависимости, которая стоит за ними. Какие-то люди приходят к психологу и говорят: Я испытываю стресс, у меня хроническое недовольство, мне плохо. Поработайте со мной. Психолог начинает работать с его эмоциями, предлагая, например, дышать определенным способом и считать до 100, когда он волнуется, или еще что-нибудь. Это его успокаивает на время. Человек выходит на улицу и вдруг видит своего начальника,