Вадим Зеланд

Яблоки падают в небо

беспорядка. Имеется множество способов: прыгать на кровати, дубасить друг друга подушками, истошно вопить или издавать нечленораздельные звуки, толкаться, бегать на четвереньках, наконец, придумать, как еще напроказить.

Можно также подкараулить другого члена семьи и напасть на него или учинить какое-нибудь безобразие. За столом полезно измазать друг друга вареньем, если под рукой нет пирожных. Или допустим, если летом на отдыхе возле водоема окажется грязная лужа, так это вообще удача — вы знаете, что надо делать.

В общем, чем больше таких вот «разумных» глупостей, тем послушней ребенок. Причина такого парадокса вам должна быть понятна.

Упорядоченность также хорошо разрушается английским юмором, когда серьезность доводится до идиотизма. Вообще, веселье, как и скука, это состояние души. Мы уже говорили о том, что скуки, как таковой, не существует, а есть лишь извечная потребность в управлении реальностью. Эта потребность является неотъемлемым свойством души.

А зачем душе веселиться? Ну, наверно, потому, что хорошо, когда весело. А почему хорошо-то? Да потому, что юмор и веселье снижают важность. Управление реальностью невозможно при наличии избыточных потенциалов, которые блокируют энергию намерения и искривляют зеркало мира.

^

Ведь если человека согнуть в три погибели и связать, разве его тело не будет чувствовать дискомфорт? Точно такой же дискомфорт ощущает душа, зажатая в тиски избыточных потенциалов, а они присутствуют всегда, в той или иной степени. Беспокойный разум постоянно «выкручивает» душе руки.

Когда веселье снимает напряженность, душа получает свободу. Вот поэтому и хорошо, когда весело — это ощущение душевного комфорта, и оно так же реально, как любое физическое.

Но в принципе, коррекцию зеркала можно производить и без юмора. Если по складу характера вы не расположены к веселым и озорным проделкам, тогда нужно просто подумать, где имеется возможность ослабить руль управления.

Принуждение там, где оно неизбежно, следует разбавить свободой выбора. Например: «Ты вымоешь посуду или сходишь в магазин?» Даже дисциплина превращается в свободное волеизъявление, если она основана на осознанной необходимости.

Если взрослый диктует правило «нельзя, и все», подкрепляя его аргументом «потому что потому», тогда это вовсе не взрослый, а глупый ребенок, наделенный властью. Не лучше ли на равных обсудить и смоделировать ситуацию по принципу «что будет, если...»

Принуждение искривляет зеркало, а потому дает противоположный результат. Для того чтобы снять поляризацию, необходимо пересмотреть свою политику и перейти от демонстрации власти к завоеванию уважения, а авторитарность сменить на доверительные отношения.

Вместо принуждения лучше сделать так, чтобы ребенок сам захотел выполнить то, что от него требуется. Для этого необходимо всего лишь придумать, как превратить обременительную для ребенка обязанность в способ повышения его значимости. Подтверждение и укрепление собственной значимости лежат в основе мотивации всех людей, а детей — в особенности. Для общения с детьми как нельзя лучше подходят принципы Фрейлинга, изложенные в книге «Трансерфинг реальности».

Склонность к интуиции — еще одно качество, которое надо всячески развивать. У Индиго доминирует правое полушарие головного мозга. Наша образовательная система использует «левополушарный» подход, имея своей целью отнюдь не развитие способностей и навыков. Система принуждает детей учить уроки и исправно отчитываться. Намерение направлено не на получение знаний, а на то, чтобы правильно отчитаться.

При таком подходе работает главным образом левое полушарие, да и то в пассивном режиме. Стремление набить голову информацией порождает однозначную реакцию: «Не хочу!» Полученные таким способом знания бесполезны — они могут лишь непродолжительное время находиться в памяти в пассивном виде, подобно грузам на складе, и очень быстро приходят в негодность — забываются.

Между тем можно очень легко исправить сложившуюся ситуацию с образованием. Для этого необходимо всего лишь перенаправить намерение обучающегося в другую сторону.

Во-первых, в корне изменить методику обучения: не выучить, а сделать практически. В таком случае мозг будет работать, как ему положено, — в качестве творца, а не складского помещения.

Во-вторых, сменить цель обучения: не отчитаться, а научить других. Да, именно так. Есть специальные школы, в которых дети в буквальном смысле обучают друг друга, то есть попеременно играют роли учеников и учителей. Учащиеся таких школ блестяще осваивают