Е. П. Блаватская

Есть ли душа у животных?

никогда не будет иметь смысла. Бесполезно настаивать на

этом. Много было повлекших горькие последствия ошибочных интерпретаций

того, что люди приветствовали как «Слово Божье». Предложение «проклят

Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Бытие IX, 25), — породило столетия

страданий и незаслуженных мучений несчастных рабов — негров. Именно

духовенство Соединенных Штатов противостояло борьбе против рабства с

Библией в руках. Однако доказано, что рабство всегда было причиной упадка

любой страны; и даже гордый Рим пал, поскольку «большинство в древнем мире

составляли рабы», — как справедливо отмечает Геер. Но во все времена даже

лучшие и наиболее образованные христиане были столь сильно пропитаны

множеством ошибочных толкований Библии, что даже один из их величайших

поэтов, защищая право человека на свободу, лишает бедных животных такого

права.

Бог дал нам власть над царствием природы:

Животные на суше, рыбы в море и птицы в небе

Служить нам будут вечно по воле высшей;

Но власть над человеком человеку Он не дал,

За собой оставив право карать и миловать,

И кроме Бога над нами быть не может никого.

— говорит Мильтон.

Но, подобно убийству, ошибка «всплывет», и неизбежно обнаружится

несоответствие, независимо от того, говорят ли ошибочные заключения за или против

относительно этого заранее осужденного вопроса. Оппоненты восточного

филозоизма дают своим критикам сильное оружие, опровергающее их

аргументы посредством такого несовпадения между предпосылками и

заключениями, между постулированными фактами и сделанными выводами.

Наша задача состоит в том, чтобы пролить луч света на этот исключительно

серьезный и интересный предмет. Писатели католической церкви для того, чтобы

подтвердить множество чудесных воскрешений животных, произведенных их

святыми, сделали их предметом бесконечных дебатов. По мнению Боссюэ «душа в

животных — это наиболее трудный и наиболее важный из всех философских

вопросов».

Противостоя церковной доктрине о том, что животные, хотя и не являющиеся

бездушными, не имеют в себе постоянной или бессмертной души, и что

принцип, который оживляет их, умирает вместе с телом, — интересно понять, каким

образом ученые и церковные богословы согласуют это утверждение с тем, что

животные могут быть воскрешенными, и часто были воскрешены чудесным

образом.

Будучи лишь слабой попыткой (ибо более полная потребовала бы написания

многих томов), данный очерк имеет целью убедить людей, показывая

непоследовательности схоластических и теологических интерпретаций Библии, в

преступности отбирания жизни у животных, особенно со спортивными целями и

ради вивисекции. Его цель состоит в том, чтобы, во всяком случае, показать, что

как бы абсурдно не было мнение о том, что человек или животное могут быть

воскрешены после того, как жизненный принцип навсегда покинул тело, такие

воскрешения — если они действительно происходили — были бы не в большей

степени невозможны в случае бессловесного животного, чем в случае человека;

ибо или оба они наделены природой тем, что неопределенно называется нами

«душой», или ни один ни другой не обладают ею.

II

Что за странное существо — человек! что за хаос, что за

субъект всяческих противоречий! опытный судья всего сущего

и в то же время слабый земной червь! величайшее хранилище и

страж истины, и в то же время простое скопище неопределенностей!

слава и скандал вселенной!

Блез Паскаль

Перейдем далее к тому, каковы взгляды христианской церкви на природу

души в животном, и рассмотрим, каким образом она примиряет противоречия

между воскрешением умершего животного и предположением, что его душа умирает

вместе с ним, и опишем некоторые чудеса, связанные с животными. По-видимому,

прежде чем будет нанесен последний и решительный удар по тому эгоистическому

учению, которое стало столь отягощенным грубой и немилосердной практикой по

отношению к бедным животным, читатель должен познакомиться с колебаниями

самих отцов церкви в отношении правильной интерпретации слов, высказанных

по этому вопросу апостолом Павлом.

Любопытно отметить, как карма двух из наиболее неутомимых защитников

латинской церкви — Муссо и де Мирвиля, в работах которых содержатся записи

о нескольких чудесных событиях — снабдила их оружием, используемым сейчас

против их же искренних, но исключительно ошибочных

взглядов.5

Поскольку в будущем предстоит великая битва между «сотвористами», или

христианами, а также