Е. П. Блаватская

Есть ли душа у животных?

исхода в неизвестные земли. Если бы люди изучали древние

тексты всех народов и толковали бы их значение в свете эзотерической

философии, то не осталось бы того, кому бы не удалось стать безразличным по

отношению к смерти, если не перестать вообще бояться ее. Тогда мы нашли бы

более полезный способ использования времени, которое мы проводим на этой

земле, спокойно подготавливая себя к будущему рождению путем накопления

доброй кармы. Но человек является софистом по своей природе. И даже после

знакомства с мнением св. Иоанна Хризостома — человека, который ставит вопрос

о бессмертной душе животных, или мог бы, во всяком случае, поставить его в

сознании каждого христианина, — мы опасаемся, что бедные бессловесные

животные не много выиграют благодаря этому уроку. Действительно, изощренный

казуист, осужденный своими собственными словами, может сказать нам, что

какова бы ни была природа души у животного, он все же совершает благо и

делает похвальный поступок, убивая бедное животное, поскольку таким образом

он кладет конец его «страданиям о промедлении с исходом» в вечную славу.

Автор не настолько прост, чтобы воображать, будто весь Британский музей,

заполненный трактатами, направленными против мясной диеты, мог бы хотя бы в

малейшей степени остановить цивилизованные нации от того, чтобы они

культивировали бойни, или заставить их отказаться от своего бифштекса и

рождественского гуся. Но если эти скромные строки позволили бы кому-либо из

читателей осознать истинное значение благородных слов св. Павла, и таким

образом всерьез обратить свои мысли ко всем ужасам вивисекции, тогда автор

получил бы удовлетворение. Ибо поистине, когда мир убедится (и невозможно

избежать того, чтобы однажды он не пришел к такому убеждению) в том, что

животные — такие же вечные существа, как и мы сами, тогда возникнет волна

проклятий и угроз со стороны общества, против вивисекции и других мучений,

ежедневно совершаемых над бедными животными, и это заставит все

правительства положить конец этой варварской и постыдной практике.

«Теософист», январь, февраль и март 1886 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «De la Resurrection et du Miracle» Э. де Мирвиль.

2 Там же.

3 Сравните, также, переводы этих же стихов в Вульгате и текстах Лютера и де Ветте.

4 Commen. Apocal., гл. V, 137.

5 Было бы справедливым отметить здесь, что де Мирвиль был первым, кто признал ошибку

церкви в этом вопросе, и кто защищал жизнь животных, насколько он на это осмеливался.

6 «De Beatificatione, etc» папы Бенедикта XIV.

7 Составитель жизнеописаний святых. — Прим. ред.

8 В схоластической философии слово «форма» применяется к нематериальному принципу,

который оживляет тело.

9 «De Beautificatione, etc» I, IV, c. XI, Art. 6.

10 Последователи учения Фомы Аквинского.— Прим. ред.

11 Цитата из «Философии хрисианства» кардинала де Вентуры, т. II, стр. 386. См. также

«Воскрешение животных» де Мирвиля.

12 «Summa» — издание Дрио в 8-ми томах.

13 Считается, что св. Патрик христианизировал «наиболее сатанинскую страну земного шара —

Ирландию, невежественную во всем, кроме магии», превратив ее в «остров святых»,

посредством воскрешения «шестидесяти человек, умерших задолго до того». «Suscitavit sexaginta

mortuos» (Lectio I, ii из «Roman Breviary», 1520). В рукописи, представляющей из себя

знаменитую исповедь этого святого, сохранившейся в кафедральном соборе в Солсбери

(Descript. Hibern. I. ii, c. 1), св. Патрик пишет: «Мне, последнему из людей, величайшему

грешнику, Бог, тем не менее, дал дар совершать чудеса, какой не был дан даже величайшим из

наших апостолов, так как Он (Бог) допустил, чтобы среди прочего (такого, как воскрешение

животных) я мог воскрешать мертвые тела, превращенные в золу много лет назад, для

того, чтобы преодолеть магическую практику этого варварского народа». Поистине, перед таким

чудом воскрешение Лазаря кажется незначительным событием.

14 Совсем недавно д-р Романес и д-р Батлер прекрасно осветили этот вопрос.

15 «Biographie Universelle». Статья, написанная Кювье о жизни Бюффона.

16 «Discours sur la nature des Animaux».

17 «Esprits», 2m. mem., Ch. XII, Cosmolatrie.

18 Там же.

19 «Esprits», стр. 158.

20 «Longevity», стр. 49 и 52.

21 «Воскрешения», с. 621.

22 Оккультисты называют это «трансформацией» в течение последовательных жизней, а конечный

этап — нирваническим воскрешением.

23 Лейбниц, «Opera philos., etc.».

24 См. том XXIX «Библиотеки наук»,