Е. П. Блаватская

Есть ли душа у животных?

рода.

В конце 1-й части упоминался св. Павел как защитник бессмертия всякого

животного творения. К счастью, это утверждение не из тех, которыми христиане

могут пренебречь как «богохульными и еретическими интерпретациями святого

писания группой атеистов и свободомыслящих». Если бы каждое из в высшей

степени глубоких и мудрых слов апостола Павла — посвященного в той мере, в

какой он мог быть таковым — было понято столь же ясно, как и те отрывки,

которые относятся к животным! Ибо тогда было бы показано, что неразрушимость

материи, о которой говорит материалистическая наука; закон вечной эволюции,

резко отрицаемый церковью; вездесущность Единой Жизни, или единства

Единого Элемента и его наличие во всей природе, как это проповедуется

эзотерической философией, и тайный смысл послания к римлянам св. Павла

(VII,18-23), — все это, очевидно, одно и то же. Поистине, что еще мог иметь ввиду

этот великий исторический персонаж, столь явно пропитанный неоплатонической

александрийской философией, говоря то, что я расшифровываю и комментирую в

духе оккультизма, чтобы дать более ясное понимание моих взглядов?

Апостол начинает, говоря (Рим. VIII, 16, 17): «Сей Самый Дух

(Параматма) свидетельствует духу нашему (атман), что мы

— дети Божии», и «если дети, то и наследники» — наследники, конечно,

вечности и неразрушимости вечной или божественной сущности в нас. Далее он

говорит нам:

Нынешние временные страдания ничего не стоят в

сравнении с тою славою, которая откроется в нас (стих 18).

Под «славой» мы имеем ввиду не «новый Иерусалим», символическое

представление будущего в каббалистическом Откровении св. Иоанна, но

деваханические периоды и серии рождений в последовательных расах,

когда, после каждого нового перерождения мы будем обнаруживать себя выше и

совершеннее как физически, так и духовно, и когда в конце концов мы все

действительно станем «сыновьями» и «детьми» Бога при «последнем

воскрешении», назовут ли его люди христианским, нирваническим или

парабрахмическим, поскольку все это одно и то же. Так как воистину:

Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих

(стих 19).

Под тварью здесь имеется ввиду животное, как это будет показано далее

исходя из авторитета св. Иоанна Хризостома. Но кто эти «сыны Бога», появления

которых страстно желают все твари? Являются ли они «сыновьями Бога», с

которыми «пришел также Сатана» (см. кн. Иова), или это «семь ангелов» из

Откровения? Имеют ли они отношение только к христианам, или же к «сынам

Бога» по всему миру?28 Такое появление обещается в конце каждой

манвантары,29 или мирового периода, писаниями каждой

великой религии, и хранится в эзотерических интерпретациях всех

их, но наиболее ясно — в Ведах. Ибо здесь говорится, что в конце каждой

манвантары наступает пралайя, или разрушение мира —

лишь одно из которых известно христианам и ожидается ими, — когда будут

оставлены сишты, или останки, семь риши и один воин, а также все

семена для будущей «приливной волны следующего цикла».30 Но

главное, чем мы сейчас заняты, состоит не в том, чтобы показать, какая из

теорий, христианская или индуистская, более верная; но в том, чтобы доказать,

что брамины, которые учат, что семена всех существ сохраняются, несмотря на

периодическое полное разрушение всех видимых вещей, вместе с «сыновьями Бога»,

или риши, которые должны проявить себя для будущего человечества, — говорят не

больше и не меньше того, что проповедует сам св. Павел. Оба учения рассматривают

жизнь животных с надеждой на новое рождение и переход в более совершенное

состояние, когда каждая тварь, которая сейчас «ожидает», будет радоваться

«появлению сынов Божиих». Как объясняет св. Павел:

«Сама [ipsa] тварь освобождена будет от

рабства тления», то есть можно сказать, что зародыш, или неразрушимая душа

животного, которая не достигла Девахана, пребывая в элементарном или

животном состоянии, будет переходить в более высокую форму вместе с

человеком, достигая еще более высоких состояний и форм, и как человек, так и

животное, достигая «свободу славы» детей Божиих (стих 21).

Эта «свобода славы» может быть достигнута только путем эволюции, или

кармического прогресса всех живых существ. Бессловесное животное,

развившееся из наполовину чувствительного растения, постепенно превращается

в человека, духа, Бога — et seq. и ad infinitum [и так далее, и

до бесконечности]! Ибо св. Павел говорит:

Мы знаем [«мы», посвященные],