А. Безант

Законы высшей жизни

о нем в самых

общих чертах прежде, чем объясню условия, при которых он может быть дан.

Предположим, что все это совершенно верно; что величайшие гении человечества

в области религии, литературы и искусства были нервно больные,

с больным мозгом. Что же из этого? Когда мы судим о пользе, приносимой

человеком на земле, мы судим не по состоянию его мозга, а по

его влиянию на сердце, умы и действия других людей. Если бы каждый гений

был двойником сумасшедшего, если бы каждый святой был человеком с

больным мозгом, если бы каждое видение божественного порядка, видения

мистиков и святых происходили от соприкосновения больного мозга с

чем-то неизвестным, — что же из этого?

Лишь ценность всего, что эти люди дали нам, вот истинная мера, которою

мы можем мерить их.

Если вся жизнь человека совершенно меняется, когда он вступает в

общение с святым, разве эта перемена станет для нас ясней, если мы

скажем, что мозг святого ненормален? Если так, то болезнь святого лучше,

чем здоровье среднего человека; переутомленный мозг гения в тысячу

раз драгоценнее для человечества, чем нормальный мозг заурядного человека.

Я спрашиваю, что эти люди дали нам, и убеждаюсь, что каждая высочайшая

истина, которая двигает человечество вперед, которая утешает

нас в печали, поднимает нас выше страха смерти и дает нам сознание

бессмертия, — исходит от таких нервно больных. Какое мне дело до ярлыка,

которым определяешься качество их мозга в вашей физиологии? Я поклоняюсь

тем, кто дал человечеству вдохновения, которыми жива его душа.

Вот мой первый ответ. Второй возникает сам собою из рассмотрения утверждений

школы Ломброзо. Я готова допустить, что поскольку дело идет

о чисто физиологических условиях, Ломброзо до некоторой степени прав;

это и вполне естественно. Нормальный мозг человека есть результат эволюции

прошлого и он приспособлен к тому, чтобы иметь дело с обыденными

вещами мира сего, с куплей и продажей, с обманом и плутовством, с эксплуатацией

неимущего, с унижением слабого. Нормальный мозг человека

должен иметь дело с жизненной свалкой, с грубостью и борьбой. Высшее

сознание не может проявляться через мозг, вскормленный нечистой пищей,

подчиненный страстям, служащий эгоизму и жестокости. Возможно ли ожидать

от этого мозга какой-нибудь чуткости к духовным импульсам высшего

сознания, или к тонким вибрациям высших миров? Он есть продукт прошлой

эволюции и принадлежит прошлому.

Но что же сказать о мозге другого типа, способном отзываться на более

тонкие вибрации? Это тот мозг, который сосредоточивает в себе все

надежды будущего. Он говорит нам об эволюции грядущего, а не о прошедшем.

Те, кто идут впереди человеческой эволюции, обладают более чуткой

и развитой природой и благодаря этому, грубые вибрации низшего мира

расстраивают их легче, чем людей, приспособившихся к ним. Самый тот

факт, что мозг уже в состоянии воспринять более тонкие вибрации, делает

его менее способным переносить грубые вибрации низшего мира.

Теперь нам следует рассмотреть два рода совершенно различных условий.

Во-первых, высоко развитой мозг с нормальной чуткостью, способный

воспринимать тонкие Вибрации и находящийся в состоянии неустойчивого

равновесия; это мозг гения духовного, артистического, литературного.

Во-вторых, нормальный мозг, ставший под давлением глубоких волнений

ненормально чутким и напряженным и более или менее бездействующим, это

— мозг обыкновенного религиозного мистика и ясновидца.

Первый будет нормален и здоров, но плохо приспособлен к требованиям

низшей жизни и небрежен относительно обычных житейских дел; его легко

можно потрясти резкими вибрациями, поэтому он бывает часто нетерпелив

и раздражителен. Неустойчивое равновесие его сложного нервного механизма

может быть нарушено гораздо легче, чем равновесие прочного, установившегося

механизма менее развитого мозга. В позднейшей эволюции

мозг гения получит устойчивость и эластичность, теперь же он редко обладает

этими свойствами.

Второй, мозг мистика, неспособный в нормальном состоянии воспринимать

высокие вибрации, может достигнуть необходимой для этого чуткости

благодаря напряжению, которое, с другой стороны, вредит его механизму

и может проявиться как нервное расстройство. Сильное волнение, могучее

желание достигнуть Высшей Жизни, продолжительные пост и молитва, вообще

все, что чрезмерно напрягает нервы, делает мозг способным воспринимать

вибрации из высших миров. Тогда появляются сидения и другие "ненормальные"

явления. Сверхфизическое сознание находит